Инструменты и механизмы управления социально-экономическим развитием муниципального образования
23.1. Основные направления социально-экономического развития города
Рассмотрим направления социально-экономического развития муниципального образования на примере развития города или городского округа, как наиболее развитой социально-экономической системы. Более мелкие системы могут включать эти направления только частично.
Приоритетными направлениями по реализации концепции социально-экономического развития города являются:
- повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования, увеличение на этой основе доходной части местного бюджета, необходимого для решения социальных проблем;
- удовлетворение потребностей народного хозяйства за счет высококачественной продукции предприятий, ликвидация диспропорций в развитии отраслей материального производства;
- комплексное развитие инфраструктуры города на основе использования современной архитектуры, строительства коммуникаций, коммунального хозяйства;
- развитие общественного пассажирского транспорта;
- повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, в том числе за счет формирования благоприятных экологических, политических, правовых гарантий;
- обеспечение полной и продуктивной занятости в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями населения, улучшение динамики социально-профессиональной мобильности населения муниципального образования;
- повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения города;
- обеспечение доступности форм и методов предоставления образования, оказание поддержки образовательным учреждениям с учетом приоритетных потребностей территориального развития;
- создание условий для социального и культурного становления и развития молодежи города;
- соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения муниципального образования;
- создание гарантий защиты жизни, имущественных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка.
Все описанные ниже элементы модели управления социально-экономическими процессами составляют определенную целостность, являются составными частями системы стратегического управления указанными процессами и находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, изменение целей системы приведет к трансформации концептуально-инструментальной подсистемы, эволюция концепций и инструментов повлечет за собой модификацию организационно-функциональных механизмов и информационных ресурсов. Поэтому управление социально-экономическими процессами должно осуществляться системно, путем мониторинга изменений, происходящих в разных компонентах модели, с учетом того, как изменения одной составной части модели отразятся на других ее составляющих.
Инструменты и механизмы управления социально-экономическим развитием муниципального образования стоит рассмотреть применительно к каждому объекту управления.
23.2. Управление процессами развития промышленного производства
Субъектами управления процессами развития промышленного производства на муниципальном уровне являются комитет по экономическому развитию и промышленности и финансовое управление данного города.
Главная цель развития производственной сферы муниципального образования - наращивание производственного потенциала, его реструктуризация и адаптация к постоянно изменяющимся условиям хозяйствования. В связи с этим необходимо создать для городских предприятий условия, предполагающие сбалансированность объемов потребления энергоресурсов, численности персонала, размеров производственных площадей, объемов производства и сбыта продукции; следует также внедрять высокие технологии производства конкурентоспособной продукции, создавать новые рабочие места за счет освоения предприятиями новой и импортозамещающей продукции.
Муниципальные органы управления располагают определенными возможностями для косвенного воздействия на развитие промышленности в целом и отдельных предприятий в частности:
- предоставление налоговых льгот по отчислениям в муниципальный бюджет - для активизации инвестиционной политики предприятий, направленной на внедрение высоких технологий и обновление основных фондов;
- создание рыночной инфраструктуры, способной оказывать качественные маркетинговые консультационные, аудиторские, страховые, правовые, информационные услуги.
Для развития промышленного комплекса муниципальные органы власти должны способствовать его реструктуризации путем:
- освобождения предприятий от объектов социальной, инженерной инфраструктуры, не соответствующих профилю деятельности этих предприятий;
- закрытия и ликвидации убыточных производств;
- реализации программ антикризисного управления и финансового оздоровления конкретных предприятий;
- экономической интеграции предприятий, создания холдингов и вертикально-интегрированных компаний, сотрудничающих с инновационными фирмами.
Чтобы рационально и эффективно использовать незагруженные производственные площади муниципальных предприятий, местные органы власти могут:
- создавать на базе производственных площадок центры бизнеса, выставочные залы, фирмы, офисы;
- расширять муниципальное складское хозяйство.
Указанные действия будут способствовать сближению экономических интересов бизнеса и муниципальной власти.