Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 25:

Муниципальное хозяйство как объект планирования

< Лекция 24 || Лекция 25 || Лекция 26 >

25.1. Значение и структура муниципального хозяйства как объекта планирования

Планирование есть процесс превращения целей системы в конкретные действия ее элементов. Среди объектов муниципального планирования особая роль принадлежит муниципальному хозяйству, так как оно выполняет важные социально-экономические функции развития территории: муниципальное хозяйство, с одной стороны, за счет продукции своих отраслей удовлетворяет первоочередные потребности населения в жилье, услугах, товарах, продуктах, а с другой - обеспечивает устойчивое функционирование инженерно-транспортной инфраструктуры территории.

Муниципальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей, относящихся к муниципальной (полностью или частично) либо другим формам собственности, но выполняющих жизненно важные функции по реализации муниципального заказа. На уровне города муниципальное хозяйство практически совпадает с городским хозяйством.

Нельзя забывать, что кроме отраслей муниципального хозяйства в ведении местных властей находятся и другие важные сферы деятельности: образование, медицина, культура, социальное обеспечение и др.

Муниципальное (городское) хозяйство традиционно включает в себя следующие основные отрасли и сферы деятельности: жилищную сферу, коммунальное хозяйство, городской пассажирский транспорт, бытовое обслуживание, торговлю и общественное питание, муниципальное строительство и ремонтно-строительное производство, местную промышленность и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям и в результате приватизации значительная доля собственности вышла за пределы собственно муниципального (государственного) сектора. Практически полностью приватизированы предприятия и организации бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Изменение форм собственности в значительной мере затронуло также строительство и ремонтно-строительное производство, местную промышленность. В ряде случаев смена формы собственности повлекла за собой и изменение профиля деятельности, но, как правило, этого не произошло, и более того, некоторые отрасли в результате приватизации получили новый импульс развития. Речь идет прежде всего о торговле и общественном питании, где качество и ассортимент предоставляемых услуг существенно изменились в лучшую сторону. Бытовое обслуживание, строительство, ремонтное производство в первые годы рыночных преобразований пережили трудные времена, но постепенно стали находить свое место на рынке и уже получили определенное развитие.

Некоторые изменения, связанные с частичной приватизацией жилых помещений и с коммерциализацией хозяйственной деятельности предприятий и организаций, произошли также в жилищно-коммунальном хозяйстве и пассажирском транспорте, но практически не затронули ограниченный рыночный механизм функционирования данной группы отраслей, в которых доминирует муниципальная собственность. Указанные отрасли составляют в настоящее время основу муниципального (городского) хозяйства.

Специфика планирования связана также с особенностями функционирования муниципального хозяйства как группы отраслей, имеющих местный характер, производящих специфическую продукцию, тесно взаимосвязанных друг с другом и в значительной мере зависящих от потребителей, а также имеющих различные возможности вхождения в рыночную среду, но нацеленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения. Муниципальное хозяйство выполняет важнейшие задачи по обеспечению жизнедеятельности территорий, направлено на удовлетворение потребностей местного населения и территориальных производственных систем и потому носит местный (территориальный) характер. Состав и содержание отраслей муниципального хозяйства определяется численностью и структурой населения, величиной территории, особенностью природных условий, характером планировки территории и другими местными факторами.

25.2. Проблемы развития муниципального хозяйства и необходимость их учета в планировании

При планировании перспектив развития муниципального хозяйства важно принимать во внимание ряд обстоятельств.

Муниципальное хозяйство представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств, которые должны развиваться пропорционально, без перекосов. Уровень достижений в одних отраслях зависит от степени развития других. Так, тесно взаимосвязаны водопровод и канализация, тепло- и газоснабжение, транспорт и дорожное хозяйство, строительное и ремонтно-строительное производство и т.п. Соответственно важнейшей задачей разработки перспективного плана является обеспечение пропорционального развития всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим при расчете капитальных затрат должны быть соблюдены пропорции между развитием жилищного и коммунального хозяйства.

Муниципальное хозяйство тесно связано с потребителем. Это особенно сказывается в таких отраслях, как транспорт, электро-, водоснабжение, где производство и потребление услуг практически совпадают, а оплата - в большинстве случаев - нет. Значительная часть коммунальных услуг отпускается в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает задолженность и воспроизводит дотационность. Поэтому при разработке перспектив развития муниципального хозяйства города необходимо стремиться к наиболее полному удовлетворению потребностей его жителей в услугах различных предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Предприятия и организации муниципального хозяйства, обеспечивающие функционирование территориальных систем, являются монополистами в своей сфере деятельности. Они связаны единой технологической цепочкой и включаются в состав естественных монополистов, для которых конкуренция невозможна или нецелесообразна: водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской электротранспорт и некоторые другие. Потребители этих отраслей не могут реализовать свое право выбора и обратиться при необходимости к конкурентам, так как альтернативы не имеется. Такое положение дел противоречит рыночному подходу, но с ним приходится считаться.

Другая группа отраслей муниципального хозяйства обладает достаточным рыночным потенциалом и может быть переведена на рыночные принципы хозяйствования. Речь идет о муниципальном строительстве и ремонтно-строительном производстве, эксплуатации жилищного фонда, банно-прачечных услугах и др. Перевод предприятий данной сферы на рыночную основу должен сопровождаться различными мероприятиями по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения (адресные ссуды, льготы по оплате коммунальных услуг и др.).

Существует множество проблем, непосредственно связанных с функционированием комплекса отраслей муниципального (городского) хозяйства: хронический дефицит финансовых средств, низкий уровень научно-технического потенциала и острая нехватка современных машин, оборудования, инструментов, материалов, средств механизации и автоматизации, отсталые технологии, негибкие формы организации производства и труда, недостаточная квалификация работников и др. Все эти проблемы возникли не сегодня, они были характерны для городского хозяйства на протяжении многих лет и десятилетий, но обострились в последние годы в связи с трудностями в экономике страны. Ограниченность бюджетных средств не дает возможности в полном объеме профинансировать необходимые для городского хозяйства мероприятия. Субсидии из федерального или региональных бюджетов в большинстве городов крайне малы либо вовсе отсутствуют. Поэтому возникает актуальная задача поиска дополнительных источников финансирования как за счет пополнения городского бюджета, так и путем использования внебюджетных фондов и нецентрализованных финансов.

Однако решение финансовых проблем еще не гарантирует соответствующего повышения уровня и качества работы в городском хозяйстве, ведь препятствием служат и другие проблемы:

  • неоправданное совмещение функций заказчика и подрядчика на предприятиях многих отраслей городского хозяйства;
  • отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей населения;
  • слабая связь между затратами труда и результатами в городском хозяйстве;
  • фактическое отстранение потребителей (населения) от влияния на результаты деятельности производителей работ и услуг в городском хозяйстве.

Радикальные перемены, происшедшие в последние годы в нашей стране в связи со становлением рыночных отношений, лишь в малой степени затронули экономический механизм городского хозяйства. В частности, существенно повысились тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, выросли доходы работников данной сферы, предприятия и организации городского хозяйства стали в большей мере ориентироваться на достижение коммерческих целей и результатов. Однако повышение тарифов, которое тяжелым бременем легло на население, не улучшило финансовое положение большинства предприятий и организаций муниципальной сферы, не обеспечило соответствующего повышения качества работ и услуг.

В процессе управления городским хозяйством нужно учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиков и подрядчиков. Однако интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований.

< Лекция 24 || Лекция 25 || Лекция 26 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011