Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 38:

Характеристика муниципальной службы

< Лекция 37 || Лекция 38: 123 || Лекция 39 >

38.1. Понятие муниципальной службы

Понятие "муниципальная служба" сравнительно новое для современного российского законодательства. В Российской империи второй половины XIX в. в результате реформ Александра II деятельность местных органов власти (земских и городских органов самоуправления) не признавалась государственной, а считалась общественной. Соответственно статус "муниципальных служащих" отличался от статуса государственных служащих, которые имели свое правовое содержание и формы обеспечения. В СССР муниципальной службы по известным причинам политического свойства и вовсе не существовало. На местном уровне функции государственного управления в то время выполняли работники органов Советской власти, а их деятельность регулировалась нормами трудового законодательства. Организация местного самоуправления в 1990-х гг., и особенно после вступления в силу в 1993 г. Конституции Российской Федерации, актуализировала необходимость правового регулирования, установления статуса муниципальных служащих. В настоящее время муниципальная служба получает собственное правовое регулирование на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а значит, и муниципальная служба не входит в единую систему государственной службы Российской Федерации. По этой причине законодательство о государственной и муниципальной службах становится раздельным.

В действующем российском законодательстве вполне определенно установлены организационно-правовые формы, в которых фактически осуществляются муниципальная служба, и соответственно ограничен круг лиц, обладающих статусом муниципальных служащих.

Организационно-правовой формой муниципальной службы являются органы местного самоуправления или муниципальные органы, а также лица со статусом муниципальных служащих.

В соответствии с пунктами "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения прав граждан на равный доступ к муниципальной службе, а также прав местного самоуправления регулирование общественных отношений по вопросам муниципальной службы должно основываться на двух базовых принципах:

  1. установление единого порядка поступления на муниципальную службу, прохождения муниципальной службы, увольнения с муниципальной службы, упорядочение и систематизация регулирования вопросов, связанных с муниципальной службой;
  2. учет особого статуса такого института публичной власти, как местное самоуправление, а также исторических и иных местных традиций, которые могут влиять на организацию муниципальной службы в отдельных муниципальных образованиях.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13 апреля 1999 г. № 75-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации") закрепляет регулятивные полномочия как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. В ряде статей (статьи 7, 11, 13, 14, 17, 19) указано, что правовое регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется "в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".

Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Основными признаками муниципальной службы необходимо считать следующие аспекты:

  • это профессиональная деятельность;
  • это деятельность в органах местного самоуправления по исполнению и обеспечению их полномочий;
  • это деятельность, осуществляемая на постоянной основе;
  • это деятельность за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.

Специфическим содержанием функционирования муниципальной службы, а значит, и специфической сферой реализации статуса муниципальных служащих являются цели и задачи местного самоуправления, интересы муниципальных образований. На этом постулате выстраивается организация и система правового обеспечения муниципальной службы, природа которой проистекает из демократических основ данной системы социального управления - важнейшего уровня власти народа, одной из форм ее осуществления. При этом муниципальные служащие наделяются специальным административно-правовым статусом с учетом децентрализованности, самостоятельности органов местного самоуправления, их институциональной автономности по отношению к органам государственной власти, а также ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, признания прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, обязанности их соблюдения, защиты интересов населения.

До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. понятия муниципальной службы не было, и работники органов местного самоуправления считались государственными служащими. Однако правовое определение муниципальной должности и муниципальной службы произошло только в 1998 г. с принятием Федерального закона № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".

Согласно указанному закону (статья 2), профессиональная деятельность муниципального служащего осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. При этом в статье 1 данного закона определено, что муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, имеющая установленные полномочия на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий; а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, имеющая установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственность за исполнение этих обязанностей.

< Лекция 37 || Лекция 38: 123 || Лекция 39 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011