Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 34:

Доходы местных бюджетов

34.1. Источники доходов местных бюджетов

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (статьи 41-46), доходные статьи бюджета по видам классифицируются:

  1. на налоговые - федеральные, региональные и местные налоги;
  2. неналоговые, в том числе:
    • доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
    • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и бюджетными учреждениями,
    • штрафы и компенсации, суммы принудительного изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности,
    • финансовая помощь (дотации, субвенции и субсидии) и бюджетные ссуды из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,
    • иные неналоговые доходы;
  3. безвозмездные перечисления от физических или юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также по взаимным расчетам.

В мировой практике используются разные методы формирования собственных доходов в каждом бюджете - это закрепление конкретных видов доходов за тем или иным бюджетом, разделение налоговых ставок между уровнями бюджетной системы; квотирование поступлений по отдельным видам налогов, использование метода налоговых надбавок к существующим федеральным налогам и др.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

  • полностью - местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;
  • по установленным нормативам - доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

Так, в доходы районных бюджетов, городских бюджетов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в случаях и на условиях, установленных законами Российской Федерации, должны зачисляться:

  • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);
  • подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);
  • налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей - полностью или частично);
  • платежи за землю (полностью или частично);
  • местные налоги и сборы;
  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей муниципальной собственности, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета, и иные доходы.

Зарубежный опыт свидетельствует, что, как правило, финансовые средства муниципалитетов складываются из собственных средств и государственных субсидий. Так, в Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией и др. Центральное правительство предоставляет свою помощь в виде дотаций и целевых субсидий.

У местных органов власти в Швеции имеются три источника доходов:

  1. местный налог на доходы, который включает и налог на недвижимую собственность (составляет в муниципалитетах примерно 42%);
  2. государственные дотации (26% в муниципалитетах), включающие в себя текущие и инвестиционные дотации на специальные программы (такие как медицина, образование, программа заботы о детях), а также общие дотации на текущие расходы, которые муниципалитет производит по собственному усмотрению;
  3. различные выплаты и сборы (в основном это отчисления от доходов муниципальных предприятий), а также выплаты за муниципальные услуги.

В регионах нашей страны, и в частности в Ставропольском крае, основной формой передачи бюджетных доходов являются процентные отчисления от регулирующих доходов. До 2005 г. в Ставропольском крае при установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных и региональных регулирующих налогов руководствовались основными принципами, установленными статьей 6 Закона Ставропольского края от 2 декабря 1994 г. № 12-кз "О бюджетном процессе в Ставропольском крае".

В соответствии с этими принципами законами края о бюджете на очередной финансовый год устанавливались нормативы бюджетного регулирования по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, акцизам, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж, т.е. ежегодно с целью обеспечения вертикальной сбалансированности бюджетов для всех муниципальных образований определялись дифференцированные нормативы по 6-7 налогам. В Ставропольском крае имеет место тенденция увеличения финансовой помощи и снижения доли налоговых доходов в местных бюджетах за счет увеличивающейся централизации НДС, акцизов, лицензионных и регистрационных налогов и сборов (на федеральном уровне), а также налога на доходы физических лиц, земельного налога, платежей за пользование недрами, налога с продаж (на региональном уровне). И лишь по налогу на прибыль организаций и по государственной пошлине доля отчислений в местные бюджеты увеличилась, в результате эти налоги составили 1/5 всех налоговых поступлений.

Величина средневзвешенных нормативов отчислений от регулирующих доходов для всех муниципальных образований утверждалась не ниже средних минимальных размеров в целом по субъекту. Эти размеры определены в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Однако в Ставропольском крае наблюдается невыполнение принципа постоянства утвержденных нормативов, поскольку в период с 2002 по 2005 гг. имели место пересмотры нормативов отчислений, в том числе по налогу на доходы физических лиц - 392 случая на 304 муниципальных образования, т.е. в среднем более одного раза для одного муниципального образования.

Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011