Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 13:

Ответственность органов местного самоуправления

< Лекция 12 || Лекция 13: 12 || Лекция 14 >

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления, а также основные формы этой ответственности. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:

  • населением муниципального образования;
  • государством;
  • физическими и юридическими лицами.

Формы государственного и общественного контроля над деятельностью местного самоуправления закреплены законом и обеспечивают защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций. В то же время эти формы контроля являются необходимым условием для реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

13.1. Ответственность перед населением

Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является "самостоятельная и под свою ответственность" деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно, прежде всего, обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения - основного субъекта прав местного самоуправления.

Этой цели служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепляемые в законодательстве о местном самоуправлении. Права, роль и функции населения муниципального образования по контролю над деятельностью органов местного самоуправления закрепляются, в частности, в уставе муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает такое основание наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением как утрата доверия населения. Правовая категория "утрата доверия населения" является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.

В указанном федеральном законе не определены порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: эти положения закрепляются в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они в результате выборов получают своеобразный "мандат доверия" от населения на решение вопросов местного значения.

Практика и муниципальное законодательство знают следующие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум, отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования. В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Например, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, глава муниципального образования (должность, которую население вправе предусмотреть в уставе муниципального образования) может быть избран представительным органом, которому он и подотчетен. В уставе муниципального образования могут описываться основания и формы ответственности главы муниципального образования, избранного подобным образом.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенная форма такого контроля - отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что подотчетность органов и должностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля над их деятельностью очень важны инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.

< Лекция 12 || Лекция 13: 12 || Лекция 14 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011