Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 43:

Контрольная работа в местной администрации

< Лекция 42 || Лекция 43

43.1. Сущность и значение контрольной работы администрации

Элементом любой деятельности человека и общества является контроль. Слово "контроль" (от фр. contr\hat ole - cоntre против + r\hat ole список) буквально означает "вторичная запись с целью проверки первой". Первоначально оно использовалось преимущественно в бухгалтерском учете (англ. control - проверка, а также наблюдение с целью проверки). О действиях власти, начальствующих лиц в отношении какого-нибудь процесса говорят: находиться, быть на контроле, т.е. проявлять особое внимание к данному процессу с целью не допустить каких-нибудь нарушений.

Контроль предполагает проверку соответствия некоторого полученного продукта деятельности (осуществленного действия или применяемых средств и методов деятельности) запланированным или предусмотренным правилам (императивным нормам: технологиям, стандартам, техническим условиям и пр.). Но сама деятельность по контролю не имеет отдельного продукта, она всегда направлена на то, что хотя бы частично уже существует или создается другими процессами.

Контрольная функция присуща всем органам государственной власти и местного самоуправления в пределах компетенции, закрепленной за ними Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Федерации, федеральными законами, уставами муниципальных образований. Это предполагает самостоятельность указанных органов при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы ее осуществления. Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти, т.е. самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, не может быть реализовано без осуществления многообразных форм контроля.

Нормативные акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В сфере местного самоуправления объектами контроля являются:

  • органы местного самоуправления и принимаемые ими акты;
  • решения, принятые населением муниципального образования на референдуме;
  • решения органов государственной власти в отношении муниципальных образований.

Субъектами контрольной деятельности выступают:

  • население муниципального образования;
  • органы местного самоуправления; органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
  • органы, осуществляющие контрольную и надзорную деятельность (прокуратура, контрольно-ревизионные подразделения, налоговые органы и т.д.);
  • судебные органы.

Непосредственный контроль над исполнением постановлений и распоряжений местной администрации осуществляют глава администрации, его заместители, технические секретари приемных, руководители структурных подразделений администрации и уполномоченные ими лица.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольные полномочия федеральных органов в отношении муниципальных образований устанавливаются Конституцией и законами Российской Федерации, а полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, кроме того, - законами самих субъектов. Муниципальное образование обязано создавать собственный контрольный орган. "Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности". При этом контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах, т.е. самим населением, или представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

Органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные контрольными функциями в соответствии с уставом муниципального образования, осуществляют контроль над соответствием деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым согласно с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

43.2. Контроль над исполнением документов

Системе контроля исполнения распорядительных документов подлежат следующие виды документов:

  • распорядительные документы высших органов государственной власти;
  • распорядительные документы представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации;
  • распорядительные документы органа муниципального управления.

Кроме распорядительных документов, на контроль могут также ставиться:

  • протоколы совещаний при руководителе органа управления;
  • поручения руководителя органа управления;
  • служебные письма.

Организация контроля над исполнением распорядительных документов предусматривает определенный порядок работы с этими документами. На каждый из них заполняются два экземпляра учетно-контрольной карточки.

Непосредственный контроль над исполнением документов производится контрольным отделом местной администрации, который осуществляет координацию и оперативную работу по данному виду контроля и анализирует данные о ходе и сроках выполнения документов, заданий. Ответственность за организацию контроля в структурных подразделениях администрации возлагается непосредственно на их руководителей.

Основная задача контроля над исполнением распорядительных документов - обеспечение своевременного и качественного исполнения зафиксированных в них заданий и поручений.

Контролю подлежат все зарегистрированные документы, в которых указаны сроки исполнения и ответственные исполнители. По указанию руководства на обязательный контроль может быть поставлен любой документ.

Контроль над исполнением документов включает:

  • контроль по существу решения вопросов, поставленных в документах;
  • контроль над сроками исполнения документов;
  • контроль по регулированию хода исполнения документов.

Организация контроля исполнения строится на базе автоматизированного банка регистрационных данных, который систематизируется по срокам исполнения документов, исполнителям и кураторам. На документах, поставленных на контроль, в контрольном отделе проставляется соответствующий знак (штамп) "Контроль".

Легенда распорядительного документа (вид документа, регистрационный номер, дата, заголовок документа, заголовок задания, срок исполнения, реквизиты исполнителя, фамилия куратора) вводится в компьютер.

В администрациях городов и районов ведение контрольных дел может осуществляться кураторами - работниками организационного, контрольно-информационного или общего отделов, но чаще всего этим занимается специализированный контрольный отдел.

В случае необходимости куратор делает напоминания:

  • исполнителю - о представлении плана организационных мероприятий по выполнению распорядительного документа (в отдельных случаях такие планы по поручению ответственного исполнителя разрабатываются непосредственно куратором);
  • ответственному за контроль фактического исполнения распорядительного документа - о представлении графика проверок исполнения документа. Если контроль фактического исполнения документа возложен на ответственного исполнителя, то такой график разрабатывается куратором.

Специалист контрольного отдела ведет "папки контроля", в которых концентрируются документы, связанные с подготовкой вопроса и выполнением распорядительных документов: план подготовки вопроса, докладные записки, мероприятия по организации выполнения документов, информация с мест, справки о результатах проверок, статистические данные, справочные материалы об исполнении документов, выписки из решения о снятии с контроля и др.

Специалисты контрольного отдела ежедневно просматривают банк регистрационных данных и за пять дней до срока исполнения направляют исполнителю уведомление установленной формы, напоминая о приближении этого срока. По первому требованию специалистов контрольного отдела исполнители обязаны давать исчерпывающие ответы о ходе исполнения находящихся на контроле документов.

Если в процессе исполнения выясняется невозможность соблюдения первоначально установленного срока, то его продление должно быть оформлено исполнителем не менее чем за 3 дня до истечения первоначального срока исполнения документа.

После завершения исполнения и записи всей необходимой информации в банк регистрационных данных на документах проставляется штамп "Снято с контроля", о чем сообщается в общий отдел администрации для отметки о выполнении в журнале регистрации распорядительных документов. Передача дел на хранение в архив производится ежегодно в январе.

Данные о результатах исполнения контролируемых документов сообщаются в контрольный отдел по состоянию на первое число каждого месяца и докладываются главе администрации, руководителю аппарата администрации.

Протоколы совещаний у руководителей администрации, планы мероприятий, а также поручения руководителей администрации по письменному их указанию передаются в службу контроля исполнения распорядительных документов.

Контроль над исполнением служебных писем осуществляется общим отделом администрации в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Служебные письма со сроками исполнения месяц и более могут передаваться для контроля исполнения в службу контроля. Служба контроля исполнения распорядительных документов регулярно информирует главу администрации и его заместителей (ответственных исполнителей) о состоянии дел с контролируемыми документами.

Данные о результатах контроля над исполнением документов периодически анализируются контрольным отделом. На основе анализа разрабатываются предложения по повышению исполнительской дисциплины и совершенствованию организации контроля. Эти предложения передаются главе администрации, руководителю аппарата администрации. В конце каждого месяца, квартала служба контроля готовит для главы администрации "Сведения о состоянии работы с контролируемыми документами". На основании содержащейся в этих сведениях информации глава администрации подводит итоги работы по исполнению документов за квартал и дает оценку исполнителям, которая становится одним из оснований для материального и морального их поощрения.

Глава администрации и его заместители (в пределах компетенции) вправе в установленном законом порядке вносить в соответствующие органы представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц государственных органов, органов общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций за невыполнение актов местной администрации. Представление должно быть рассмотрено соответствующими органами в течение не более 15 дней со дня его получения.

Одно из важнейших направлений повышения эффективности контроля над исполнением документов - использование современных компьютерных технологий. Внедрение автоматизированной системы контроля над исполнением документов приводит к повышению достоверности результатов и оперативности контроля, эффективности труда работников службы контроля и ответственности исполнителей документов.

Другое важное направление повышения эффективности контроля над исполнением документов - это контроль, учет и оценка результатов труда служащих, работающих в органах муниципального управления. Оценка результатов труда указанных лиц (включая деятельность по контролю исполнения документов) в количественном выражении (коэффициентах или баллах) позволит стимулировать работников органов управления к лучшему выполнению ими своих должностных обязанностей (в том числе и в области контроля) и, таким образом, повысить эффективность функционирования органа управления.

< Лекция 42 || Лекция 43
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011