Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 11:

Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >

11.1. Государственная и муниципальная власть как уровни управления государством

Управление государством как сложная социально-экономическая система не может существовать без децентрализации управленческих функций, т.е. распределения их по уровням управления. За каждым уровнем закрепляются свой круг решаемых вопросов и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого материальные, финансовые и другие ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. При этом нижний уровень управления может либо действовать по заданному сверху алгоритму, либо обладать определенной свободой, самостоятельностью в решении закрепленных за ним задач и наделяться необходимыми для этого властными полномочиями. В последнем случае имеет место деконцентрация власти, появляются элементы самоуправления.

Государство как особо сложная социально-экономическая система всегда имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. При этом соотношение между элементами управления и самоуправления в разных государствах и в разные периоды времени может быть различным.

Местное самоуправление - это главный враг тирании; когда государство начинает склоняться к тирании, то начинает бороться именно с местным самоуправлением.

В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при наличии формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и распределение ресурсов осуществляется сверху вниз, а ответственность - снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой лишь нижний уровень государственной власти (местное государственное управление). В демократическом же обществе источником власти признается народ, устанавливается ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, власть является выборной, причем на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням власти регулируется законами, а местная власть функционирует на основе принципов самоуправления.

Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В нашей стране государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов Федерации.

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. В России накоплен большой опыт в данной сфере. Начиная с XVII в. создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах, но лишь с середины XIX в. формируются звенья местного самоуправления на основе представительства различных слоев населения и самостоятельности в ведении местных дел.

Как отмечалось выше, в Советском государстве с первых лет его существования создается единая система Советов - сверху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. На протяжении несколько десятилетий неизменным оставался лозунг о "повышении роли Советов", что отражало их устойчивую зависимость от центра и партийных органов. И все же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Эти идеи высказывались и обосновывались в ряде научных трудов. Рождались и даже широко распространялись на местах интересные формы самоуправления.

Тем не менее официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, произошло совсем недавно. Постановлением Верховного Совета СССР от 9 апреля 1990 г. № 1418-I был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", за ним последовал Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР"; наконец, в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.

Согласно Основному закону нашей страны, местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом предполагается невмешательство государства: властные структуры не вправе давать указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. Функциональная роль местного самоуправления определяется специфическим содержанием вопросов местного значения, которому оно, собственно, и обязано своим возникновением и существованием. Поэтому вмешательство органов местного самоуправления в сферу полномочий государственных органов недопустимо. Вместе с тем не исключается возможность совместного ведения тех или иных вопросов государственными структурами и местным самоуправлением. Такая совместная деятельность должна быть основана на координационных взаимосвязях указанных сторон и разграничении принимаемых ими на себя обязательств.

Конституция Российской Федерации разграничивает предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов Российской Федерации. В статьях 71 и 72 Конституции приведен исчерпывающий перечень, соответственно, предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения. Статья 73 провозглашает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения установлен статьей 76 Конституции Российской Федерации и состоит в том, что по этим вопросам издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Таким образом, предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут конкретизироваться законами субъектов Российской Федерации.

11.2. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

В соответствии с основами конституционного строя государственную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах Российской Федерации осуществляют органы представительной (законодательной) и исполнительной власти, избираемые населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права. Наименование органов и количество депутатов определяются органами государственной власти края, области, города федерального значения, автономных областей и округов. Наименование органов исполнительной власти и их глав устанавливается с учетом исторических и национальных условий и традиций.

Государство, признав местное самоуправление законной формой реализации власти народа и установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Федеральным законодательством строго разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (изменялись нормы закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) указано, что "органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации". В статье 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, помимо прочего, отнесено:

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера;
  • организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • строительство и содержание автомобильных дорог общего назначения межмуниципального характера;
  • организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения.

При этом под межмуниципальными объектами, программами и проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

Полномочия федерального органа государственной власти есть своего рода правообязанность соответствующего государственного органа, которую ему предписано выполнять.

По своим видам полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Выделение подобных разновидностей облегчает федеральным органам осуществление полномочий. Для этого используются разные средства - издание правовых актов, контрольные и иные действия.

Согласно прежнему Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относилось принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления; определение условий и порядка контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и др. Некоторые субъекты Российской Федерации реализовали эти полномочия, хотя и не в полной мере. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно, и в нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы. Это и послужило одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты Российской Федерации сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся, согласно Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выглядит иначе, чем в прежнем: "федеральная" составляющая в большей степени, чем прежде, перевешивает "региональную". Конечно, это не означает, что указанный Закон разрушает уже сделанное в области местного самоуправления и как бы заново выстраивает все отношения в данной области. На федеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве.

Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:

  • методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов, рекомендаций, методик и технологий;
  • развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
  • создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, разработка и реализация соответствующих федеральных программ;
  • содействие информационному обеспечению местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Такие органы имеются в структуре администрации Президента Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. В системе федеральных органов исполнительной власти вопросы социально-экономического развития муниципальных образований возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Государственное регулирование и государственную поддержку местного самоуправления нельзя смешивать с вмешательством государства в дела местного самоуправления, хотя разграничить это иногда бывает трудно.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (статья 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011