Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 12:

Предметы ведения и права муниципальных образований

< Лекция 11 || Лекция 12: 1234 || Лекция 13 >

12.1. Определение объема компетенции муниципальных образований

Прежде чем перейти к вопросу о правах муниципальных образований, рассмотрим источники и основания возникновения этих прав. Очевидно, что права должны обеспечивать полноценное исполнение тех функций и обязанностей, которые возложены на те или иные органы. А значит, сначала необходимо уяснить, что же относится к компетенции местного самоуправления. Существует две противоположные точки зрения по вопросу установления границ компетенции местного самоуправления:

  1. компетенция местного самоуправления складывается естественным образом в соответствии с тем кругом задач, которые необходимо решать местной власти для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;
  2. органы государственной власти наделяют местное самоуправление строго очерченной компетенцией.

Многие сторонники обеих точек зрения считают, что существует некоторый универсальный перечень направлений деятельности, присущих всем органам местного самоуправления во всех странах, и неважно, принят ли определенный круг задач местным самоуправлением на себя добровольно или же эти задачи выполняются органами местного самоуправления по указанию государственной власти. Не углубляясь в изучение аргументации каждой из сторон, можно предположить, что в случае формирования компетенции "снизу" органы местного самоуправления могут исключить из нее определенный круг обязанностей, не желая нести ответственность за их выполнение, хотя эти обязанности и могут быть прямо связаны с реализацией коллективных интересов населения. При наделении органов местного самоуправления компетенцией "сверху" важную роль играют особенности политического режима в том или ином конкретном государстве. В частности, в тоталитарных государствах, как правило, местные органы власти не имеют достаточной свободы в своей деятельности; распределение обязанностей и прав между государством и местным самоуправлением в федеративных и унитарных государствах также различается.

Действительно, существует некоторый общий круг задач, решаемых местным самоуправлением вне зависимости от различных факторов, но имеются и вполне определенные различия в сферах деятельности местного самоуправления. Общая тенденция последнего времени такова, что в большинстве развитых стран идут взаимодополняющие процессы централизации и децентрализации, в результате чего местному самоуправлению, с одной стороны, предоставляются широкие свободы, а с другой - государство возлагает на него и определенный круг обязанностей.

В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления.

Обычно разделение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления производится на основании следующего простого принципа: органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и др.).

12.2. Роль и функции местного самоуправления

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Как известно, политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции.

  1. Первый сектор - власть (функция власти, политическая функция).
  2. Второй сектор - бизнес (хозяйственная функция).
  3. Третий сектор - гражданское общество (общественная функция - самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий).

В современном обществе, рассматриваемом с подобной точки зрения, местное самоуправление выполняет все три перечисленные функции:

  1. как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;
  2. как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг;
  3. как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

Таким набором функций не обладает ни одна другая структура в обществе. Действительно, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан - не его дело. Общественные и другие некоммерческие (негосударственные, неправительственные) организации выполняют функцию самоорганизации граждан, многие из этих организаций занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства "не доходят руки", привлекает для их решения "невидимые" с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от "мелких" дел и позволяет им сконцентрироваться на решении стратегических проблем.

Органы местного самоуправления играют роль организационной структуры, выступающей от лица субъекта местного самоуправления - населения муниципального образования (местного сообщества). Следовательно, указанные органы должны осуществлять два типа функций, объективно присущих этому субъекту:

  • представлять его интересы (проектная функция);
  • реализовывать эти интересы (программная функция).

Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании, артикулировании, разработке проекта развития муниципального образования (отсюда - "проектная функция") и принятии необходимых решений в форме правовых актов, создающих правовую базу для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления (поэтому - "программная функция"), направленной на осуществление проекта.

Таким образом, функции местного самоуправления основные направления деятельности муниципальных органов и их должностных лиц. Правовым выражением функций являются полномочия, или предметы ведения.

< Лекция 11 || Лекция 12: 1234 || Лекция 13 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011