Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 36:

Бюджетирование в управлении муниципальными финансами. Бюджетный процесс

< Лекция 35 || Лекция 36: 12 || Лекция 37 >

36.1. Актуальность и сущность системы бюджетирования

Проблема постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами остро актуальна в связи с необходимостью получать постоянную объективную информацию о денежных потоках, повысить финансовую дисциплину и ответственность каждого подразделения, выполнить финансовые показатели в разрезе каждого финансового центра, сбалансировать местный бюджет для покрытия необходимых и обоснованных расходов.

Существующая система составления местного бюджета часто работает по принципу: если снижается доходная часть, то пропорционально секвестрируются (сокращаются) расходные статьи и (или) расставляются приоритеты, урезаются отдельные направления. Однако объективно расходы являются аддитивной, т.е. суммирующей функцией от следующих переменных:

  • количества населения;
  • числа детей, которые должны быть охвачены обязательным образованием;
  • площади государственного жилищного фонда;
  • протяженности коммуникаций;
  • площади асфальтированных покрытий;
  • числа инвалидов;
  • социальных и других программ с соответствующими весовыми коэффициентами, отражающими распределение расходов по уровням управления и помноженными на коэффициенты содержания единицы (м^2 убираемой площади, социальная помощь на одного нуждающегося и т.д. - в соответствии с компетенцией, законодательно закрепленной за бюджетными уровнями).

Бюджетирование - технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Это система, включающая в себя:

  • бюджет как финансовый план по выбранным позициям;
  • финансовую отчетность как результат выполнения бюджета;
  • последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию системы бюджетного управления.

Бюджетирование преследует следующие цели.

  1. Выделение центров финансового учета (департаменты, управления, комитеты, отделы и пр.) и определение центров финансовой ответственности на всех уровнях, когда каждый центр финансового учета отвечает за свою долю затрат и доходов в общем объеме всей организации в соответствии с определенными коэффициентами разнесения. Формирование центров финансового учета позволяет снижать не абстрактные расходы всей организации, а конкретные расходы по каждому центру, балансировать их и формировать по возможности профицит по бюджету каждого центра или балансировать консолидированный бюджет всей организации за счет убытков и прибыли отдельных центров.
  2. Установление полного контроля над денежными потоками внутри организации. Самые разнообразные аспекты финансового управления получают хороший инструмент с появлением даже сравнительно простого бюджета.
  3. Формализация мотивации достижения целей. Бюджет играет регулирующую, направляющую и контролирующую роль. Система учета должна измерять результат выполнения бюджетов, строить индикаторы для анализа отклонений.
  4. Постановка оперативного учета. В современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но эта информация не вполне годится для оперативного управления - ни по форме, ни по регламенту, ни по объему. Отсутствие точного и систематизированного знания о своих финансах оборачивается значительными потерями в доходной части бюджета.
  5. Бюджетирование открывает широкие возможности для использования информационных технологий в оперативном контроле над финансами и в области финансовой аналитики. В результате организация обретает финансовую прозрачность.
< Лекция 35 || Лекция 36: 12 || Лекция 37 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011