Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 27:

Плановое регулирование капитального ремонта и реконструкции объектов городского хозяйства

< Лекция 26 || Лекция 27 || Лекция 28 >
Ключевые слова: работ

Необходимость проведения активной политики в области капитального ремонта и реконструкции объектов городской застройки обусловлена наличием глубоких проблем, связанных с нарушением процесса воспроизводства основных фондов (ОФ) муниципального хозяйства города.

Под основными фондами муниципального хозяйства понимаются объекты недвижимости города: жилые и нежилые здания, сооружения, коммуникации и другие объекты, обеспечивающие функционирование города и удовлетворяющие потребности населения в жилье, жилищно-коммунальных и прочих социально-бытовых услугах. В составе основных фондов муниципального хозяйства находятся объекты жилищно-коммунального и бытового обслуживания, здравоохранения и просвещения, культуры, искусства и ряда других отраслей городского хозяйства. Эти объекты подразделяются на здания, сооружения, коммуникации и пр.

Важнейшими проблемами воспроизводства основных фондов города являются:

  • ухудшение технического состояния объектов;
  • снижение функционально-потребительных качеств ОФ;
  • архитектурно-планировочная скудость и обезличенность застройки в большинстве городов страны.

Причинами серьезных проблем воспроизводства основных фондов города служат:

  • дефицит и нерациональное использование ресурсов;
  • административно-ведомственный механизм регулирования ремонтно-реконструктивного процесса;
  • отсутствие научно обоснованной политики капитального ремонта и реконструкции основных фондов города.

Решение проблем воспроизводства ОФ связано с определенными трудностями. В составе городской застройки функционирует огромное множество самых разнообразных объектов, отличающихся назначением, технико-экономическими параметрами, составом элементов и другими особенностями, но тесно взаимосвязанных функционально и территориально. Все объекты городской застройки находятся во владении, пользовании и распоряжении различных городских служб, ведомств, предприятий и организаций, частных фирм и граждан. Кроме того, процессы воспроизводства основных фондов города протекают под воздействием экономических, социальных, градостроительных, экологических, технологических и прочих факторов, комплекс которых требуется учитывать при регулировании развития городской застройки.

Все вышеперечисленные обстоятельства вызывают объективные сложности в проведении единой воспроизводственной политики, что свидетельствует о необходимости научно обоснованного комплексного подхода к регулированию ремонтно-реконструктивного процесса. Такой подход позволит обеспечить взаимосвязь всех видов ОФ, увязать интересы владельцев городских объектов с интересами города, связать все формы воспроизводства ОФ в единый процесс, обеспечить учет многочисленных факторов регулирования ремонтно-реконструктивных преобразований.

В современных условиях становления рынка и развития систем территориального самоуправления функционирование основных фондов городского муниципального хозяйства имеет определенные особенности:

  • формирование негосударственного сектора;
  • расширение экономических методов управления и снижение уровня монополизма в системе эксплуатации и ремонта объектов города;
  • распределение объектов государственного сектора города на федеральный, региональный и муниципальный уровни; образование муниципального фонда;
  • распределение основных фондов муниципального хозяйства по уровням управления города.

Важнейшими формами воспроизводства основных фондов города являются:

  • новое строительство, выполняющее две функции: полное возмещение износа ОФ и расширение городской застройки;
  • модернизация - процесс совершенствования качественных характеристик основных фондов города без изменения объема и назначения объектов;
  • реконструкция - комплекс мероприятий по преобразованию городов и отдельных объектов; эти мероприятия обеспечивают возмещение физического и морального износа ОФ;
  • капитальный ремонт, который направлен на частичное возмещение физического износа ОФ путем полной или частичной замены конструктивных элементов.

Основные проблемы в области регулирования работ по капитальному ремонту и реконструкции ОФ связаны с субъективизмом, ведомственностью, недоучетом интересов потребителей, некомплексностью, нарушением пропорциональности, информационной необеспеченностью, централизмом и дефицитом ресурсов. Для разрешения этих проблем необходимо разработать эффективную систему регулирования ремонтно-реконструктивных преобразований, предусматривающую сочетание целевого, системного и комплексного подходов, повысить роль саморегуляции, соблюсти принцип пропорциональности, перейти к индикативному планированию и прогнозированию.

Система комплексного регулирования должна базироваться на выполнении ряда принципов:

  • социальной ориентации принимаемых решений;
  • обеспечении приоритета экономических рычагов регулирования над административными;
  • рассмотрении важнейших факторов, форм воспроизводства и видов ремонтируемых объектов в единстве;
  • взаимосвязи регулирования процессов ремонта с градостроительным проектированием и др.

Формирование и реализацию обоснованной ремонтно-реконструктивной политики невозможно обеспечить административно-приказными методами. Необходимо использовать преимущественно экономические рычаги регулирования, позволяющие стимулировать участников процесса к проведению комплекса необходимых для города работ и решений. Стимулами могут послужить выгодные заказы, льготное налогообложение, привлекательное кредитование и т.п. Следует изменить взаимоотношения участников процесса реализации указанной политики и, в частности, перейти на контрактную, договорную основу отношений между заказчиками (городом, владельцами объектов) и подрядчиками (ремонтными и проектными организациями).

Важнейшая задача развития системы регулирования - устойчивое финансовое обеспечение этой системы. Нужно ориентироваться, помимо централизованных бюджетных расходов территории, на нетрадиционные источники финансирования и обосновать пути привлечения средств, необходимых для проведения территориальной политики, капитального ремонта и реконструкции объектов муниципального хозяйства. В качестве дополнительных источников финансирования ремонтно-реконструктивного процесса целесообразно использовать средства, поступающие от коммерческой продажи объектов недвижимости на инвестиционных торгах, средства предприятий и населения, полученные благодаря применению экономических и социальных стимулов, а также инструментов политики по обеспечению сохранности ОФ; широко привлекать ипотечные кредиты под залог недвижимости, инициировать частные инвестиции, получение дохода от страхования недвижимого имущества и муниципальных займов, получение дивидендов от акционирования муниципальных предприятий и др.

< Лекция 26 || Лекция 27 || Лекция 28 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011