Опубликован: 01.09.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 3:

Конституционно-правовые основы местного самоуправления

< Лекция 2 || Лекция 3: 1234 || Лекция 4 >

3.1. Правовая основа местного самоуправления

Правовая основа местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, определяющих его функционирование.

Правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и др.), конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и другие муниципальные правовые акты.

Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., подписанная Российской Федерацией в 1996 г. и ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления". Для Российской Федерации хартия официально вступила в силу 1 сентября 1998 г.

Европейская хартия о местном самоуправлении - конечный результат ряда инициатив и многолетней законотворческой работы в рамках Совета Европы. В этот документ включены международно-правовые нормы, которые отражают общие тенденции развития муниципально-правовых отношений в большинстве развитых государств мира.

Цель Европейской хартии о местном самоуправлении - создать отсутствовавшие ранее общеевропейские нормативы определения и защиты прав местных органов власти, ведь именно эти органы находятся ближе всего к гражданам и предоставляют им возможность активно участвовать в принятии решений, затрагивающих их повседневную жизнь.

Хартия состоит из трех частей.

В первой части хартии закреплены принципы местного самоуправления, обосновывается необходимость конституционных и правовых основ местного самоуправления, формируется концепция и устанавливаются принципы, регламентирующие характер и объем полномочий местных органов власти. Последующие статьи касаются защиты границ самоуправляющихся территорий, обеспечения автономии местных властей (в отношении их административных структур и найма компетентного персонала), определения условий для замещения выборных должностей в местных органах власти.

Во второй части хартии содержатся положения, регламентирующие объем обязательств, которые участники могут взять на себя. В связи с намерением обеспечить реальное равновесие между защитой основных принципов и гибкостью, необходимой для учета правовых и организационных особенностей государств - членов Совета Европы, допускается исключение определенных положений хартии, но это касается только положений, признанных необязательными к исполнению. Таким образом, в хартии содержится компромисс: с одной стороны, признается факт, что местное самоуправление затрагивает структуру и организацию всего государства, управление которым составляет главную задачу центрального правительства, а с другой - утверждается минимальный набор основных принципов, соблюдаемых при функционировании любой демократической системы местного самоуправления. Обязательства участников хартии могут быть расширены после устранения соответствующих преград.

Закрепленные в хартии принципы местного самоуправления распространяются на все уровни или категории местного самоуправления в каждом из государств - членов Совета Европы, а также с соответствующими изменениями - на органы управления на региональном уровне. В особых случаях участники вправе исключать определенные категории органов власти из сферы действия хартии.

В третьей части текста хартии содержатся положения, традиционные для разрабатываемых под эгидой Совета Европы конвенций (порядок подписания, ратификации, вступления в силу, денонсации указанного документа и т.п.).

Европейская хартия о местном самоуправлении установила, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к важнейшим демократическим принципам современного правового государства.

Правовые нормы хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение - обязательное условие для присоединения к ней любого государства Европы. Оценивая реализацию требований хартии, можно выделить несколько групп основополагающих положений, относящихся к конституционным основам местного самоуправления, сфере его компетенции, территориальным, организационным и финансовым основам, правовым гарантиям и контролю над деятельностью муниципальных образований.

Некоторые теоретические положения Европейской хартии о местном самоуправлении следует считать теоретическим обоснованием современной концепции муниципальной реформы в России. В федеральных и региональных актах Российской Федерации реализованы требования хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как выборность местных органов, сочетание форм прямой и представительной демократии (пункт 1 статьи 3); самостоятельное принятие решений, свободный выбор средств и способов осуществления собственных инициатив в пределах установленной компетенции (пункт 2 статьи 4); полные и исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантии невмешательства в их деятельность, если этого не требует закон (пункт 4 статьи 4); расширение компетенции путем делегирования дополнительных государственных полномочий с передачей соответствующих ресурсов (пункт 5 статьи 4); согласованное принятие государственными органами решений, связанных с регулированием отдельных отношений в сфере местного самоуправления (пункт 6 статьи 4).

< Лекция 2 || Лекция 3: 1234 || Лекция 4 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Роман Светайло
Роман Светайло
Россия, Владивосток, ФГБАОУ ВО ДВФУ, 2015
Виктория Кочетова
Виктория Кочетова
Россия, Магадан, Мф мгюа им Кутафина, 2011