Опубликован: 11.12.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1633 / 420 | Длительность: 17:59:00
Специальности: Юрист
Лекция 23:

Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений

< Лекция 22 || Лекция 23: 123 || Лекция 24 >

23.1. В чем сущность и значение производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений?

Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, - это вид гражданского судопроизводства, которому посвящены гл. 23-26 подраздела III ГПК РФ.

К делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся следующие категории дел:

  • по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  • по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
  • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Особенности данной категории дел заключаются в следующем:

  • субъектный состав: вместо истца и ответчика здесь присутствует заявитель и заинтересованное лицо;
  • отсутствие спора о праве;
  • отсутствие исковых средств защиты;
  • невозможность применения заочного порядка разрешения дела;
  • бремя доказывания лежит на заинтересованном лице;
  • судья обладает полномочиями по признанию недействующими нормативно-правовых актов;
  • не применяется исполнительное производство;
  • суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства.

Предметом судебного исследования служат официальные документы должностных лиц, управленческих и законодательных органов. Суд может признать обязательной явку должностных лиц, и в случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. При рассмотрении и разрешении публично-правовых требований суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

ГПК РФ не раскрывает понятия иных дел, которые могли бы рассматриваться в рамках производства по делам из публичных правоотношений.

23.2. В чем особенность судопроизводства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части?

Нормативно-правовой акт - это акт, принятый компетентным органом, устанавливающий общеобязательные правила поведения неопределенного круга лиц, исполнение которого гарантируется мерами государственного принуждения. Акты, не обладающие этими признаками, имеют индивидуальное значение. И тогда возникает спор о праве, вызывающий необходимость применения общего порядка гражданского судопроизводства.

Таким образом, нормативные правовые акты оспариваются в судебном порядке двумя способами:

  1. при разрешении исковых дел, т. е. спора о праве между конкретными сторонами;
  2. в порядке судопроизводства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лиц), объединения граждан, организация, прокурор оспаривают в суде законность нормативного правового акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующими.

При разрешении дел, вытекающих из публичных правоотношений, необходимо учитывать подсудность данных дел. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ оспаривание нормативных правовых актов федерального уровня, т. е. нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации может быть осуществлено исключительно в Конституционном Суде Российской Федерации и по запросам строго определенных лиц и органов.

Оспаривание законности нормативных правовых актов федерального уровня, принятых иными органами, подсудно Верховному Суду Российской Федерации.

Оспаривание нормативных правовых актов, принятых в субъектах Федерации, осуществляется в краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов и верховных судах республик.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор также наделен правом оспаривания нормативно-правовых актов. Для этого он приносит протест на противоречащий закону нормативный правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Дела об оспаривании нормативных актов, не отнесенные к подсудности судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ, рассматриваются районными судами.

Заявление об оспаривании нормативно-правового акта подается в суд по местонахождению органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, принявших соответствующий нормативно-правовой акт.

Возможность обжалования нормативно-правового акта не ограничена временными рамками в течение всего срока действия последнего.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части вправе также обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Такие дела должны рассматриваться в месячный срок.

Специфика разрешения данной категории дел заключается в том, что суд по сути не интересуется конкретными фактами дела, а проверяет факт соответствия нормативно-правового акта закону или иному вышестоящему акту. Также суд проверяет наличие у органа, вынесшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, соответствие закону содержания, формы, порядка принятия и опубликования оспариваемого акта.

Отказ заявителя от своих требований не влечет прекращения производства по делу. По результатам рассмотрения дела по существу суд выносит либо решение об удовлетворении заявления и признании нормативного акта, нарушающего права и свободы заявителя, незаконным, либо решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании ст. 13 ГПК орган, зарегистрировавший нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, обязан аннулировать запись о его регистрации.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Решения суда о признании нормативных актов противоречащими закону либо об отказе в этом, как и любое другое решение, могут быть обжалованы в кассационном порядке.

< Лекция 22 || Лекция 23: 123 || Лекция 24 >
Елена Игнатко
Елена Игнатко
Россия, Москва
Мария Нанкина
Мария Нанкина
Россия, Москва, МГТУ СТАНКИН, 2013