Опубликован: 20.12.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1731 / 196 | Длительность: 54:46:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 2:

Информационный фактор в развитии человеческого общества

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >

Цивилизация - это информация.

Д. Робертсон

"Знание - сила" - давно известное выражение. В научной литературе догадку о значении информации для цивилизации высказал в 40-е годы ХХ в. французский историк А. Бэрр. Как отмечает Д. Робертсон, он опередил свое время: вплоть до шенноновской теории информации и изобретения компьютеров (спустя примерно 10 лет) оценить догадку Бэрра было невозможно.

Многие современные ученые считают, что информационный фактор в целом, в глобально-историческом масштабе является решающим для понимания человеческой истории и перспективы развития общества. По их мнению, именно информацией, ее объемом и качеством определяются тип и уровень цивилизованности и культуры общества, а информационные ресурсы ограничивают цивилизацию больше, чем физические. В основании разных цивилизаций лежат мощные информационные сдвиги, информационные взрывы. Объем информации, которой располагает данная цивилизация, показывает, какие задачи она может решать. Информация стимулирует цивилизацию и устанавливает ее предел.

Выделяют несколько информационных революций, каждая из которых сопровождалась цивилизационными изменениями:

  • изобретение языка (информация, закодированная в языке, могла храниться в виде устного предания, легенд, производственных, управленческих, военных и других "рецептов"). Знания эволюционировали крайне медленно. Информационный уровень определял и технологический прогресс. Обществу, в котором информация существовала лишь в устной форме, приходилось довольствоваться практически неизменными технологиями;
  • изобретение письменности (хранение и распространение информации упростились, а скорость ее накопления увеличилась на несколько порядков). Ускорение технологии, вызванное изобретением письменности, было колоссальным. Однако знания, хотя и распространялись уже намного быстрее, были еще труднодоступными, так как рукописные фолианты были дорогими, а их создание - достаточно сложным делом;
  • книгопечатание - колоссально расширило информационные границы человечества. Объем социально значимой информации определяет пределы, темпы и уровень развития технологии, детерминируя основные типы и масштабы деятельности.

Если с изобретением языка связывают возникновение человечества, то письменность - это возникновение цивилизации, книгопечатание - возникновение современной цивилизации.

В современных условиях выделяют четвертую информационную революцию, характерным признаком которой является возникновение мощных информационных и технологических трансформаций (за несколько десятилетий человечеству удалось изобрести и повсеместно распространить телеграф, телефон, телетайп, радио, телевидение).

В последней четверти ХХ в. наметился переход к пятой информационной революции, основанной на использовании мощных ПК, глобальных систем связи. В социальном же плане это означает переход от высокоразвитых индустриальных обществ к обществам постиндустриальным или информационно-индустриальным.

В отдельных публикациях делаются попытки различать цивилизации по количеству производимой и используемой информации:

уровень 0 - предъязык (107 бит);

уровень 1 - язык (109 бит);

уровень 2 - письменность (1011 бит);

уровень 3 - книгопечатание (1017 бит);

уровень 4 - компьютирование (1025 бит) (электронное процессирование информации).

По мнению Д. Робертсона, несмотря на все различия, цивилизации, относящиеся к одному информационному уровню, гораздо более сходны, чем цивилизации разных информационных уровней. Каждый информационный взрыв, сопровождающий переход к новой цивилизации, более или менее радикально меняет образ жизни, культуру и т. д.

Возникает ряд закономерных вопросов о том, как меняется современная экономика, в каких понятиях отражается ее сущность, какова сопряженность этих понятий. В настоящее время в разных источниках можно встретить понятия "информационная экономика", "информациональная экономика", "сервисная экономика", "глобальная экономика", "новая экономика", "экономика услуг", которые в той или иной мере характеризуют экономику постиндустриального общества. Рассмотрим их трактовки в современных публикациях.

М. Кастельс в своей известной работе "Информационная эпоха: экономика, общество, культура" (1996-1998) пишет: "В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, которую я называю информациональной и глобальной, что позволяет определить ее отличительные черты и взаимосвязь между ними. Итак, информациональная - так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная - потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И наконец, информациональная и глобальная - потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможны лишь внутри глобальной, взаимосвязанной сети. Глобальная сеть появилась в последней четверти ХХ в. как результат революции в области информационных технологий, предоставившей необходимую материальную базу для создания такой новой экономики. Здесь есть историческая взаимосвязь между лежащими в основе экономики знанием и информацией, их глобальной распространенностью и революцией в сфере информационных технологий, которая породила новую, отличную от ранее существовавшей экономическую систему".

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 81.

Что касается понятия "информационная экономика", которое рассматривается во многих публикациях и возникновение которого связывают с именем американского ученого М. Пората, то это понятие обозначает, по мнению, например, Т. П. Николаевой, особый тип экономики, органически присущий постиндустриальному обществу. Отличительными особенностями информациональной экономики является то, что определяющим производительным ресурсом здесь выступает информация в том или ином виде, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда. Информационную экономику можно рассматривать как результат некоего синтеза промышленного производства и сферы услуг.

"Наиболее существенными критериями перехода экономики страны от индустриального к информационному типу специалисты считают следующие показатели:

  • численность и удельный вес занятых в сфере услуг превышают абсолютную и относительную занятость во всех сферах материального производства;
  • доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50%;
  • темпы роста производства и продаж нематериальных благ выше, чем темпы роста производства и продаж физических товаров;
  • инвестиции в нематериальные отрасли хозяйства по объемам и темпам больше, чем инвестиции в материальные".

Николаева Т. П. Основы информационной экономики: учебное пособие. СПб.: ЛЕКС СТАР, 2001. С. 5.

И в том, и в другом определении, во-первых, прослеживается осознание информации как специфического чрезвычайно значимого ресурса, обладающего особыми свойствами, отличающими его от традиционных факторов производства; потребление информации не вызывает ее исчерпаемости (как обычного ресурса), распространение же информации тождественно ее самовозрастанию. Во-вторых, прослеживается изменение производственной функции. Если в рамках индустриальной парадигмы развития метапроизводственная функция может быть представлена в виде:

Массовое производство, загрязнение среды =

=F (сырье, орудия производства, добываемая энергия, труд),

то в информационной экономике ее можно выразить, по мнению К. Ямагучи, следующим образом:

Ориентированное на потребителя производство, знания =

=F (сырье + информация по ее обработке, диверсифицированная энергетика, информация).

Как считает Ямагучи, орудия труда в условиях самонастраивающихся на потребителя технологий превращаются в разновидность сырья. Ключевым фактором производства становится информация, а орудия труда оказываются как бы составной частью информации. Думается, что это предположение вызывает интерес, хотя и не является бесспорным.

Основные типы общества охарактеризованы в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Ключевые характеристики четырех основных типов общества (по Кроуфорду)
Характеристика Примитивное общество Сельскохозяйственное общество Индустриальное общество Общество знания
Технология Энергия: люди Материалы: шкуры, камни Инструменты: примитивные орудия Производственные методы: отсутствуют Транспортная система: пешеходная Коммуникационная система: речь Энергия: естественная (люди, животные, ветер)Материалы: возобновляемые ресурсы (деревья, шерсть и др.)Инструменты: усиливающие (блоки, уровни) или природные (водяное колесо)Производственные методы: ручные Транспортная система: конная, мореплавание Коммуникационная система: письменность Энергия: топливо Материалы: невозобновляемые ресурсы (металл)Инструменты: машины, заменяющие человека Производственные методы: конвейер Транспортная система: пароходы, железные дороги автомобили, воздухоплавание Коммуникационная система: печать, телевидение Энергия: естественная (солнце, ветер), ядерная Материалы: возобновляемые ресурсы (биотехнология) искусственные Инструменты: машины, связанные с умственной деятельностью (компьютеры)Производственные методы: робототехника Транспортная система: освоение пространства Коммуникационная система: электронные средства общения
Экономика Собирательство, охота, рыбная ловля Децентрализованная местная экономика, простое разделение труда Основной ресурс: земля Национальная рыночная экономика, сложное разделение труда (специализация)Основной ресурс: физический капитал Интегрированная глобальная экономика, сетевая организация Основной ресурс: человеческий капитал
Социальная система Племенная Семейная, образование - привилегия элит Конформизм, элиты. классы, образование - массовое Диверсифицированность, эгалитаризм, индивидуализм, образование - индивидуализировано
Политическая система Основная политическая единице: племя, ведущая роль старейшин, вождей Феодализм, право управления носит наследственный характер Основная политическая единица: местный орган власти Капитализм и марксизм, национализм Основная политическая единица: сильное национальное правительство в форме представительной демократии или диктатуры Глобальная кооперация Основная политическая единица: наднациональное управление
Парадигма Мир представляется в природных терминах Основа знания: математика (алгебра, геометрия)Центральные идеи: религия, мистическое отношение к жизни, система ценностей подчеркивает гармонию с природой Основа знания: физика, химия Центральные идеи: рациональная социальная структура, создающая гармонию между преступлением и наказанием Основа знания: квантовая электроника, молекулярная биология, экологические науки Центральные идеи: система ценностей подчеркивает роль индивидуальности в децентрализованном обществе

Источник. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. С. 219-220. В этой работе при составлении таблицы автор использовал публикацию: Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talent. Intelligence. And Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors. N. Y.: Harper Business, 1991. P. 6.

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >