Опубликован: 20.12.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1731 / 196 | Длительность: 54:46:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 6:

Предпринимательство в сфере услуг

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >

Успешное предпринимательство требует двух совершенно различных качеств: скрупулезности и энтузиазма.

Джон Стюарт Милль

Мировой и российский опыт подтверждают, что предпринимательство - важнейший элемент рыночной экономики. Характер и сферы предпринимательской деятельности во многом определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, решение проблемы занятости.

В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, социологи, философы, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Как отмечал П.Ф. Друкер, "прошло уже много лет с тех пор, когда Сэй ввел в оборот этот термин, а мы все еще продолжаем путаться в определениях "предприниматель" и "предпринимательство".

Авторы известного учебника "Экономикс" К. Макконнелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований.

Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, предприниматель является движущей силой производства, которое должно быть прибыльным.

Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.

В-третьих, предприниматель - это новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса.

В-четвертых, предприниматель - это человек, идущий на риск. Он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами, - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Изменение условий хозяйствования модифицирует основополагающие черты предпринимательства, порождает новые оценки роли и места предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, что, в частности, справедливо и для предпринимательства в сфере услуг. Характерные черты предпринимательства в рамках современных концепций, разрабатываемых западными исследователями, представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Характерные черты современного предпринимательства
Основная черта Основной исследователь Характеристика
Социально-экономическая направленность предпринимательства, особые места и роль предпринимателей в функционировании социально-политической системы Социально-экономический аспект предпринимательства анализировалФр. Хайек Свобода предпринимательской деятельности выступает основой формирования человека новой постиндустриальной эпохи. Каждый человек самостоятельно выбирает свою свободу, общество ему предоставляет для этого минимальные социальные гарантии
Изменение предпринимательской деятельности в рамках определенной системы Исследование данного изменения осуществлял Дж. К. Гэлбрейт С укрупнением капиталистических предприятий, имеющих акционерную форму, все большее значение приобретают менеджеры, которые управляют этими предприятиями и руководят их хозяйственной деятельностью, тогда как собственники акций все более "отступают на задний план"
Наличие социокультурного аспекта предпринимательства Среди первых представителей, рассматривавших данный аспект предпринимательства, выделяется П.Х. Верхан Предпринимательство воспринимается в современном обществе не только как хозяйственная деятельность, но и как принятие ответственности за текущее состояние и перспективы развития социальной среды, понимаемой как в макро- (социум в целом и его стратегические интересы), так и в микроплане (потребности, интересы, ценности окружающих людей и групп)
Предпринимательство рассматривается как структурный элемент современной рыночной экономики Среди основных исследователей концепции предпринимательства как структурного элемента современной рыночной экономики можно назвать В. Ойкена Система социального рыночного хозяйства имеет четкие принципы построения, среди которых особо выделяется тот, что лучшей формой организации рыночных отношений и гарантий от возможного произвола частной собственности в экономической и социальной сферах является немонополистический характер конкуренции
В основе предпринимательства лежит рисковая деятельность Анализ рисковой деятельности как основы предпринимательского процесса осуществлял М. Фридмен Главной является идея наилучшего развития предпринимательства. Основной принцип - возможность использования в качестве классифицирующего признака любой экономической деятельности не самого риска, а его уровня. Самым значительным мотивом активности предпринимательской деятельности считается социально-психологический фактор
Предпринимательство характеризуется как эффективный управленческий процесс В исследовании организационных и управленческих аспектов предпринимательства особая роль принадлежит П. Друкеру - создателю менеджмента как управленческой дисциплины Именно с эффективным управлением П. Друкер связывает "надежду сделать общество экономически продуктивным и социально жизнестойким, так как только эффективность управления позволит нашему обществу согласовать свои потребности"

В целом современное предпринимательство отличается особым, новаторским, антибюрократическим стилем хозяйствования, базирующимся на постоянном поиске новых возможностей и ориентированном на инновации, умением привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Кроме того, современное предпринимательство рассматривается как социально-экономическое явление с элементами психологии, культуры и морали, что предопределено, по мнению президента Международного союза предпринимателей Ж. Эхслена, изменениями самой экономической эпохи, появлением новых социальных структур и связанных с этим новых особенностей управления обществом.

Вследствие этого предпринимательская деятельность предполагает реализацию этико-социальных требований, к которым относятся:

  • ответственность перед обществом, выражающаяся, например, в том, что компании удаляют вредные производства, загрязняющие природу, от мест проживания людей, принимают меры по консервации источников сырья, его экономному расходованию, повторной переработке с целью сохранения полезных ископаемых для будущих поколений;
  • ответственность перед потребителем, проявляющаяся в защите потребителя от опасных для здоровья человека продуктов, информировании потребителя, ознакомлении его с правилами покупателя и т. п. ;
  • ответственность перед наемными работниками, выражающаяся в адекватной системе стимулов.

В российской хозяйственной практике закрепилось упрощенное понятие предпринимательства, которое часто отождествляется с любым видом деятельности, приносящим доход, что нашло отражение в определении предпринимательства в Законе РФ от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Сущность предпринимательства проявляется в соответствующих основополагающих функциях, которые укрупненно можно представить в виде следующих положений:

  • общеэкономическая функция;
  • ресурсная функция;
  • инновационная (творческо-поисковая) функция;
  • социальная функция;
  • организационная функция.

Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей, или субъектов рынка.

Ресурсная функция связана с технико-экономической эффективностью использования ограниченных ресурсов.

Инновационная (творческо-поисковая) функция нацелена на производство и реализацию новых идей, а также на выработку новых средств и факторов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Социальная функция связана с обеспечением занятости, созданием возможностей для получения соответствующих доходов, ролью предпринимательских структур в снижении объективного порога бедности, созданием условий для всесторонней реализации работников как личностей.

Организационная функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка (незанятые ниши), во внедрении внутрифирменного предпринимательства, формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур и т. д.

Современное предпринимательство характеризуется сочетанием ряда специфических функций, к числу которых относятся:

  • непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей, оригинальных идей и пр.;
  • разработка и введение новых экономических ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, качественно новых организационно-экономических систем управления и т. п. ;
  • формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов и факторов производства, разработка адекватных организационно-управленческих решений, осуществление коммерческих сделок, насыщение рынка товарами и услугами высокого спроса и др.;
  • постоянный поиск информации с целью выбора более выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, наиболее выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и использования конкурентных преимуществ;
  • несение риска и экономической неопределенности;
  • защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательской деятельности, связанного в первую очередь с интеллектуальным капиталом;
  • обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных, трансформационных условиях;
  • деловое общение.

В наибольшей степени специфические функции предпринимательства проявляются в сфере услуг, поскольку данная сфера в ее современном виде стала формироваться, когда изменялись социально-экономические характеристики общества. Кроме того, сфера услуг столь мозаична, что наличие тех или иных специфических функций предпринимательства может являться условием ее эффективного развития.

Существуют разные организационно-правовые формы и виды предпринимательства. В соответствии с формами собственности на используемые факторы производства выделяют частное, коллективное и государственное предпринимательство.

Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства как простейшей формы бизнеса. Индивидуальный предприниматель согласно ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой (коллективной) форме предпринимательства, а в действительности при наличии нормальных отношений в семье представляет собой разновидность частного предпринимательства.

В связи с тем что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью.

Коллективное предпринимательство базируется на слиянии капиталов и образовании общего имущественного комплекса. В таких фирмах собственность на средства производства приобретает групповой, коллективный характер, за исключением хозяйственных обществ, учрежденных одним участником. Коллективное предпринимательство способно сочетаться с частной собственностью на практически все факторы предпринимательской деятельности (примерами такого сочетания являются товарищества, кооперативы, акционерные общества).

Дальнейшее объединение средств, капиталов, усилий, управления приводит к крупным интегративным формам коллективного предпринимательства в виде предприятий с участием иностранного капитала, синдикатов, корпораций.

Если же к предпринимательству примыкают государственные структуры, в нем принимают участие предприятия и организации, основанные на государственной собственности, то формируетсягосударственное предпринимательство, масштабы и роль которого в настоящее время существенно возрастают.

В экономической литературе даются разные определения государственного предпринимательства, в которых внимание акцентируется на тех или иных аспектах этого сложного и неоднозначно трактуемого феномена. Предпочтительным, думается, является такое определение: "Государственное предпринимательство… образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые не представляют интереса для частного капитала"1.

В зависимости от характера деятельности и вида используемых факторов предпринимательства различают следующие виды предпринимательской деятельности:

  • производственное предпринимательство;
  • коммерческое (торговое) предпринимательство;
  • финансовое предпринимательство;
  • посредничество;
  • страховое предпринимательство.

В современной экономике сфера услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. Постоянно увеличивается численность разнообразных хозяйствующих субъектов сферы услуг, представленных всеми известными организационно-правовыми формами:

  • индивидуальные частные предприятия, распространенные прежде всего в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг;
  • кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли;
  • общества с ограниченной ответственностью, в том числе акционерные общества закрытого типа, распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физической культуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли;
  • акционерные общества открытого типа, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, строительства, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации;
  • некоммерческие организации - союзы, ассоциации, фонды и клубы;
  • государственные организации и учреждения образования и культуры.
< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >