Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 13405 / 4863 | Длительность: 14:38:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 12:

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

< Лекция 11 || Лекция 12: 123 || Лекция 13 >
Аннотация: Раскрывается сущность семьи как социальной системы, описаны типы и функции семьи; рассмотрены цели, принципы и содержание воспитания в семье, стили семейного воспитания; описаны классификация и признаки семейных конфликтов, а также подходы к их разрешению.

12.1. Семья как малая группа

Семья (англ. family, от лат. familia) – малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Семья – социальный институт самовоспроизводства общества.

На рис. 12.1 показаны различные подходы к классификации типов семей.

Типологии семьи

Рис. 12.1. Типологии семьи

Типологии семьи:

  1. по форме бракамоногамные, состоящие из двух брачных партнеров, и полигамные, в которых один из супругов имеет несколько брачных партнеров;
  2. по полу супругов – однополые и разнополые;
  3. по составу:
    • простая, нуклеарная (от лат. nucleus "ядро") – одно поколение, представленное родителями (родителем) с детьми или без;
    • элементарная – три члена семьи (муж, жена, ребёнок) (полная – есть оба родителя, неполная – один родитель с детьми);
    • составная – полная семья с несколькими детьми;
    • сложная (расширенная, патриархальная) – большая семья из нескольких поколений;
    • по количеству детейбездетные (инфертильные) семьи, семьи с одним, двумя, тремя и более детьми;
  4. по иерархии влияния ([3, С.52]):
    • традиционная (авторитарная) – семья с главенством одного из супругов (глава патриархальной семьи – муж, матриархальной – жена);
    • демократическая (партнерская) – семья, в которой оба супруга имеют равные права, обязанности и ответственность, функциональные роли являются гибкими и распределяются с учетом интересов всех членов семьи;
    • эгалитарная (эквивалентная, равноправная) – как правило, молодая семья без детей, в которой еще не сложилось четкое распределение ролей и обязанностей; может трансформироваться в традиционную или демократическую;
    • по месту человека в семье: родительская (семья, в которой он родился) и репродуктивная (семья, которую он создал сам);
    • по степени социальной однородности (возраст, национальность, уровень образования, профессия, уровень доходов и т. д.) – гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.

Функции семьи:

  • репродуктивная – деторождение;
  • образовательно-воспитательная – семейное воспитание и первичная социализация детей;
  • коммуникативная – общение, необходимое всем членам семья для развития личности и духовного взаимообогащения;
  • рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) – семейный отдых и досуг как средство восстановления физических и психических сил, потраченных в трудовом / учебном процессе;
  • психотерапевтическая – забота о здоровье и благополучии членов семьи, удовлетворение потребностей в принадлежности, любви, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке;
  • социально-статусная – распределение социальных ролей между членами семьи, воспроизводство социальной структуры общества;
  • нормативно-регулятивная – регламентация поведения, прав, обязанностей, ответственности, обязательств членов семьи;
  • хозяйственно-экономическая – экономическая и хозяйственно-бытовая деятельность семьи;
  • регенеративная (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление) – продолжение рода, передача по наследству новому поколению статуса, социального положения, фамилии, имущества и т.д.

12.2. Семейное воспитание: цели, принципы, содержание

Семейное воспитание (англ. parenting) – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста.

Семейное воспитание обычно осуществляется биологическими родителями ребенка; в воспитании осиротевших или брошенных детей принимают участие общество и государство посредством института приемной семьи и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С точки зрения развития, наиболее важной функцией семьи в любом обществе является забота о детях и их социализация. Социализация (англ. socialization) – процесс, посредством которого дети приобретают убеждения, мотивы, ценности и поведение, являющиеся общепринятыми и значимыми с точки зрения старших членов общества.

Задачи социализации:

  1. регулирование поведения детей и контроль их нежелательных импульсов;
  2. содействие личностному развитию индивидуума – взаимодействуя с другими, дети осваивают культуру общества, приобретают знания, навыки, мотивы и стремления, которые позволяют им адаптироваться и эффективно функционировать в данном обществе;
  3. сохранение социального порядка – должным образом социализированные дети становятся компетентными, адаптивными взрослыми, которые передадут опыт своим детям.

Семья как социальная система (состоящая из трех или более членов) представляет сложную сеть взаимосвязей, взаимодействий и паттернов влияний, которые постоянно эволюционируют ( рис. 12.2). Прямые воздействия – воздействия, при которых любые два члена семьи влияют друг на друга и подвергаются влиянию со стороны друг друга. Косвенные воздействия – воздействия, при которых взаимосвязи между двумя членами семьи изменяются под воздействием поведения или отношения третьего члена семьи.

Модель семьи как социальной системы

Рис. 12.2. Модель семьи как социальной системы

Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми.

Выделяют три типа целей семейного воспитания:

  • цели, ориентированные на взаимоотношения между родителями и детьми;
  • цели, ориентированные на родителей (краткосрочные цели, как правило, связанные с утверждением власти);
  • цели, ориентированные на ребенка (долгосрочные цели, связанные с объяснением, убеждением, обоснованием чего-либо);

Принципы принятия решений в процессе семейного воспитания:

  • всегда учитывать, насколько важным является принятое решение для ребенка и семьи;
  • думать о том, чтобы принятое решение предоставляло ребенку образовательные возможности;
  • обеспечить, чтобы принятые важные решения неукоснительно выполнялись членами семьи, заинтересованными в результатах;
  • уделять особое внимание исполнению важных решений, вызывающих сопротивление со стороны детей;
  • стремиться к созданию общих интересов, чтобы дети понимали и разделяли общие цели семьи;
  • вовлекать детей в принятие решений необходимо, даже если их вклад в решение несущественен;
  • вовлекать детей в улучшение качества решений, когда требуются их взгляды и знания по проблеме;
  • вовлекать всех членов семьи в улучшение качества решений, когда требуется осмыслить и рассмотреть сложную проблему;
  • оценивать принятие решений в семье на соответствие указанным принципам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Названные принципы принятия решений в семье опираются на следующие положения:

  • не существует стиля принятия решений, универсально подходящего ко всем семейным ситуациям;
  • ни один стиль принятия решений не может по существу быть лучше других;
  • эффективные родители и воспитатели адаптируют свой стиль в соответствии с природой решаемого вопроса, уровнем развития и характеристиками вовлеченных в принятие решений детей;
  • любая ситуация может быть оценена для определения наиболее подходящего стиля принятия решения;
  • эффективное принятие решений родителями включает подготовку для адаптации различных стилей принятия решений;
  • эффективное принятие решений родителями – компетенция, которую можно приобрести.

На рис. 12.3 представлены основные функции родителей и соответствующие им роли, используемые в воспитании детей.

Функции и роли родителей в воспитании

Рис. 12.3. Функции и роли родителей в воспитании
< Лекция 11 || Лекция 12: 123 || Лекция 13 >
Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Александра Басманова
Александра Басманова
Людмила Занина
Людмила Занина
Россия, Самара, Московский экономико финансовый институт, 2009
Елена Шарапова
Елена Шарапова
Россия, г. Волгоград