Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 13405 / 4863 | Длительность: 14:38:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 4:

Познавательные психические процессы

< Лекция 3 || Лекция 4: 123 || Лекция 5 >
Аннотация: Рассматриваются познавательные психические процессы памяти, мышления и речи, их специфика, виды, свойства, функции.

4.1. Память. Мнемические процессы

Память (англ. memory) – это

  • "способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении" [5, С. 79];
  • совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).
Память и мнемические процессы

увеличить изображение
Рис. 4.1. Память и мнемические процессы

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельностьдеятельность по запоминанию и воспроизведению информации.

Основные функции памяти:

  1. отражательная – память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;
  2. регулятивная – память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.

Физиологическая основа памяти – образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом. Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти – перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.

Основные мнемические процессы:

  1. Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; "преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти" [2, С. 293]. Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг.
  2. Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации.
  3. Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.
  4. Забывание – активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Р. Аткинсон и Р. Шифрин [7] предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).

Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Рис. 4.2. Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Данные, подлежащие сохранению, называются памятью, а структурный элемент, в котором они хранятся – хранилищем памяти. Входящий стимул регистрируется в сенсорной памяти. Информация, удерживаемая в сенсорном регистре 1-3 секунды, сканируется, и отфильтрованная ее часть вводится в кратковременное хранилище. В долговременное хранилище информация поступает из кратковременного хранилища, а также непосредственно из сенсорной памяти. Информация, находящаяся в долговременном хранилище, является относительно постоянной, хотя доступ к ней может теряться из-за интерференции с входной информацией.

Характеристики памяти:

  • Длительность – время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти.
  • Объем – количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны).
  • Точность воспроизведения – степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах).
  • Быстрота воспроизведения – скорость извлечения из памяти необходимой информации.
  • Скорость запоминания – быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений.
  • Скорость забывания – быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.

На рис. 4.3 показаны основные характеристики компонентов памяти, приведенные в работе Р. Л. Солсо [6, С. 272].

Характеристики компонентов когнитивных систем хранения

Рис. 4.3. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения

Подходы к классификации видов памяти

1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:

  • образная – информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма.
  • эмоциональная – память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения;
  • двигательная (моторная) – память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи.
  • словесно-логическая – память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.

2. По продолжительности сохранения информации выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную память. Оперативная память включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).

3. По степени волевого контроля выделяют виды памяти:

  • произвольная память – волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи);
  • непроизвольная память – отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.

4. По способу заучивания выделяют два вида памяти:

  • механическая память – запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений;
  • логическая память – запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.

Логическая память во много раз продуктивнее механической.

5. По использованию вспомогательных средств выделяют два вида памяти: непосредственную (натуральную)память без использования вспомогательных средств, и опосредованную – с использованием различных средств и приемов.

6. По происхождению выделяют виды памяти: генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и приобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.

7. По степени осознаваемости различают имплицитную (бессознательную) и эксплицитную (осознаваемую) память.

Мнемотехники – система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.

Приемы улучшения процесса запоминания информации:

  • управление произвольным и послепроизвольным вниманием;
  • структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.)
  • рациональное повторение;
  • использование семантических приемов;
  • целенаправленное воображение.

Нарушения (аномалии) памяти:

  • гипомнезия – ослабление памяти;
  • парамнезия – ложные узнавания незнакомых объектов ("дежа вю");
  • амнезия – отсутствие или значительное снижение памяти;
  • гипермнезия – резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.
< Лекция 3 || Лекция 4: 123 || Лекция 5 >
Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Александра Басманова
Александра Басманова
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов
Россия, Иркутск, НОУ ВПДО "БГИ", 2014
Gulmira Shapetova
Gulmira Shapetova
Казахстан