Образование
8.1. Понятие образовательной парадигмы
В социальных науках парадигма (от греч. пример, модель, паттерн) понимается как когерентное множество когнитивных предположений, концепций, ценностей и практик, которые оказывают влияние на восприятие индивидом окружающей реальности и способы реагирования на нее.
Доминирующая парадигма отражает общепринятые и широко распространенные на данный момент времени ценности и систему мышления общества (сообщества). Основой формирования доминирующей парадигмы является культурный фон общества (сообщества) и контекст исторического момента.
Образовательная парадигма (англ. educational paradigm) – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
На рис. 8.1 представлены основные характеристики классической образовательной парадигмы, просуществовавшей до конца XX столетия, и пришедшей ей на смену неоклассической образовательной парадигмы.
Отличительные особенности подходов к обучению в соответствии с принципами и идеями классической и неоклассической образовательных парадигм перечислены в Таблице 8.1.
Параметр | 20 век | 21 век |
---|---|---|
Взаимодействие | акцент на индивидуальной работе, иногда – сотрудничество | акцент на сотрудничестве, иногда – индивидуальная работа |
Оценка | итоговая оценка результатов обучения | мониторинг процесса и результатов обучения |
В центре внимания | учитель | студент |
Учебные программы | рассчитаны на "среднего" обучающегося | индивидуальные обучающие программы |
Результаты изучения программы | в фокусе итоговая отметка | в фокусе оценка процесса и образовательных продуктов |
Фокус познания | содержание учебного материала | процессы с включенным в них содержанием учебного материала |
Подход к преподаванию | учить "на всякий случай" | учить только необходимому |
Релевантность обучения |
|
|
Применимость полученных знаний | в простых учебных ситуациях | в различных областях, в реальных жизненных ситуациях |
Навыки мышления |
|
|
Использование технологий |
|
трансформация (обучение посредством технологий) |
Методика преподавания |
|
|
Участие обучающихся | обучающиеся получают готовые знания, методы, алгоритмы и процедуры | обучающиеся строят обобщенные образы, разрабатывают и оценивают методы, алгоритмы и процедуры |
Обратная связь | ограниченная | из множества источников – саморефлексия, от других обучающихся и преподавателя / наставника |
Самоуправление обучающихся |
|
|
Продвижение обучаемого | академическое продвижение с одного уровня образования на другой | социальное продвижение с мульти-выравниванием и экстенсивной поддержкой обучающегося |
Одаренные и талантливые | фокус на ускорении | фокус на развитии и ускорении |
Стили обучения |
|
|
Физическое воспитание |
|
|
Система отчетности |
|
|
Хронометраж обучения |
|
|
Образовательные комплексы |
|
|