Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 13386 / 4854 | Длительность: 14:38:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 1:

Психология как наука. История развития психологии

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Аннотация: Раскрывается объект, предмет и методы психологии как науки, ее место в системе научного знания; лекция знакомит с историей развития психологического знания и основными разделами психологии; раскрывает базовые категории психологии.

1.1. Психология как наука, объект и предмет психологии

В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как

  • "наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" [5, С. 274];
  • область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;
  • "определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)" [12, С. 10].

Непосредственной целью психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии как науки в широком смысле – человек.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – это

  • "системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности" [5, С. 265];
  • "общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений" [6, С.34].

На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии

рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др. ( рис. 1.1).

Предмет психологии

  • "закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы" (А.В. Петровский, [7, С. 6]);
  • "факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер" [5, С.7];
  • конкретные факты психической жизни и психические явления.
Предмет психологии

Рис. 1.1. Предмет психологии

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психическое отражение – процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность.

Разновидности психических процессов

Рис. 1.2. Разновидности психических процессов

Психическое состояние (англ. mental state) – "внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени" [11, С.92].

Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На рис. 1.3 представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям.

Разновидности психических состояний

Рис. 1.3. Разновидности психических состояний

Психические свойства – "индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром" [11, С.92]. Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас" современной психологической науки.

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Александра Басманова
Александра Басманова