Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 13386 / 4854 | Длительность: 14:38:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 6:

Личность и межличностные отношения

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Аннотация: Рассматривается понятие личности в психологии, модели динамической структуры личности и ее психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), а также межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия.

6.1. Понятие личности в психологии. Структура личности

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.

Личность (англ. personality) – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [10, С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [4, С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [13, С. 199]).

Психические свойства личности – динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 – 1967) описал два основных подхода к изучению личности:

  • номотетический (от лат. norma – образец) – ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации, или черты экстраверсии), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой;
  • идиографический (от греч. описывать особенности) – ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека.

На рис. 6.1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами.

Модели динамической структуры личности

Рис. 6.1. Модели динамической структуры личности

6.2. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на рис. 6.2.

Теория темперамента И.П. Павлова

Рис. 6.2. Теория темперамента И.П. Павлова

Свойства темперамента:

  • сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;
  • активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;
  • реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;
  • темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;
  • пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;
  • ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;
  • эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;
  • экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;
  • интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.

На рис. 6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.

Свойства четырех типов темперамента

увеличить изображение
Рис. 6.3. Свойства четырех типов темперамента
< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Александра Басманова
Александра Басманова
Анна Смольянникова
Анна Смольянникова
Россия, г. Воронеж