Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 16826 / 6872 | Длительность: 14:38:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 7:

Педагогика как наука

< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Аннотация: Раскрывается объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики как науки, ее основание и структура; описываются законы и основные категории педагогики.

7.1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Педагогика – это

"наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни" (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов [9, C.7]);

  • "наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В.Бордовская, А.А.Реан [2, C. 11]);
  • наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов, [15, С. 42]);
  • и наука, и искусство, и технология (В. П. Беспалько).

На рис. 7.1 показана семантическая модель, отражающая взаимосвязи педагогической науки и педагогического знания с другими научными дисциплинами и профессиональной практикой.

Семантическая модель педагогической науки

увеличить изображение
Рис. 7.1. Семантическая модель педагогической науки

Объектом педагогики является

  • широко понимаемая сфера образования (Б. С. Гершунский, [3, С. 322])
  • "образование как особая, социально- и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человека к жизни в обществе" (В. В. Краевский, [5, С. 11]);
  • деятельность по развитию и формированию личности (В. А. Сластенин).

Предмет педагогики

  • исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса (И. Ф. Харламов, [15, С. 29]);
  • "педагогическая система (как инвариантная для разных уровневых и профильных образовательных подсистем система знаний о подходах к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм образования) и педагогическая деятельность (в триединстве ее учебно-воспитательной, научно-исследовательской и управленческой составляющих)" (Б. С. Гершунский, [3, С. 322];
  • система отношений, возникающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки (В. В. Краевский);
  • педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов [9, C. 7]).

Основные задачи педагогики показаны на рис. 7.2.

Основные задачи педагогической науки

Рис. 7.2. Основные задачи педагогической науки

Четырехуровневая экспликация научно-теоретической и конструктивно-технической функций педагогики представлена на рис. 7.3.

Функции педагогической науки

Рис. 7.3. Функции педагогической науки

7.2. Методология педагогики. Методы педагогических исследований

Методология (англ. methodology) – это

  • система руководящих положений для решения проблем, включающая фазы, задачи, принципы, методы, правила, положения, приемы и средства, используемые в данной предметной области, а также систематическое изучение и описание методов, которые применяются, могут применяться или применялись в дисциплине;
  • учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология педагогики – "система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность…", а также "система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований" (М. А. Данилов, В. В. Краевский, [4, С. 18]).

Педагогическое исследование (англ. educational research) – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития.

Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности выделяют следующие типы педагогических исследований:

  • фундаментальные (англ. pure research, basic research, fundamental research) – поисковые, описательные и объясняющие исследования, проводимые в целях углубления понимания педагогической действительности; в рамках фундаментальных исследований генерируются новые педагогические идеи, принципы, концепции, теории, системы, являющиеся основой современного прогресса и развития в сфере образования;
  • прикладные (англ. applied research) – исследования, связанные с практическим применением достижений педагогической науки, которые обращаются к и используют накопленные педагогические теории, знания, методы, техники для решения общественно-, бизнес- и клиенто-ориентированных практических задач образования;
  • разработки (англ. experimental development) – исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения.

Метод исследования (англ. research method) – "нормативная модель деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур" [5, С. 237]. На рис. 7.4 показана классификация методов педагогических исследований, предложенная А.М. Новиковым [6].

Классификация методов педагогических исследований А.М. Новикова

увеличить изображение
Рис. 7.4. Классификация методов педагогических исследований А.М. Новикова

Согласно классификации А.М. Новикова, выделяют теоретические и эмпирические методы педагогических исследований, которые, в свою очередь подразделяются на две группы:

  • методы-действия – способы достижения поставленных целей и решения задач;
  • методы-операции – приемы и операции, используемые в познании действительности (теоретических или практических исследованиях).

Педагогический эксперимент (англ. educational experiment) – "научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях" (И. П. Подласый, [10, C. 444]); активное вмешательство в предмет исследования с заранее поставленными исследовательскими целями.

7.3. Основания педагогики и ее структура

Основания педагогики – "совокупность понятий, концепций и методов, с помощью которых строится наука педагогика: педагогических, психологических, философских, других концепций и теорий: методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д." [7, С.4-5].

На рис. 7.5 показаны основания и основные отрасли педагогической науки.

Основания и основные отрасли педагогической науки

Рис. 7.5. Основания и основные отрасли педагогической науки

Педагогические науки (англ. educational sciences) – области научных исследований, лежащие в основе образования. В Тезаурусе образования ЮНЕСКО [14] указан следующий перечень педагогических наук:

  • экономика образования (economics of education);
  • образовательная антропология (educational anthropology);
  • принципы образования (educational principles);
  • психология образования (educational psychology);
  • психосоциология образования (educational psychosociology);
  • образовательные теории (educational theories);
  • история образования (history of education);
  • педагогика (pedagogy);
  • философия образования (philosophy of education);
  • социология образования (sociology of education).
< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Татьяна Габитова
Татьяна Габитова
Екатерина Карпова
Екатерина Карпова