Индуктивные определения и степени
Мы определили сложение и умножение ординалов с помощью явных конструкций порядка на соответствующих множествах. Вместо этого можно было бы их определить индуктивно.
Теорема 38.Сложение ординалов обладает следующими свойствами:
Эти свойства однозначно определяют операцию сложения.Доказательство. Два первых свойства очевидны; проверим третье. Если , то , так что будет верхней границей всех сумм вида при . Надо проверить, что эта граница точная. Пусть некоторый ординал меньше . Убедимся, что он меньше для некоторого . Если , все очевидно. Если , представим его в виде . Тогда и потому . Поскольку ординал предельный, также меньше и остается положить .
Указанные свойства однозначно определяют операцию сложения, так как представляют собой рекурсивное определение по (если есть две операции сложения, обладающие этими свойствами, возьмем минимальное , для которого они различаются и т.д).
Аналогично можно определить и умножение:
Теорема 39. Умножение ординалов обладает следующими свойствами:
Эти свойства однозначно определяют операцию умножения.Доказательство. Доказательство аналогично, нужно только проверить, что если для предельного , то для некоторого . Как мы видели на с.101, ординал имеет вид при ; достаточно положить .
Возникает естественное желание определить операцию возведения в степень. Мы уже по существу определили возведение в целую положительную степень ( есть произведение сомножителей, равных ). Другими словами, если упорядочено по типу , то множество последовательностей длины с элементами из с обратным лексикографическим порядком (сравнение справа налево) упорядочено по типу .
Следующий шаг- определить . Первая идея, приходящая в голову- взять множество бесконечных последовательностей и определить на нем полный порядок. Но как его ввести- неясно. Поэтому можно попробовать определить возведение в степень индуктивно с помощью следующих соотношений:
Теорема 18 (о трансфинитной рекурсии) гарантирует, что эти соотношения однозначно определяют некоторую операцию над ординалами, которая и называется возведением в степень.Замечание. Тут опять мы подходим к опасной границе парадоксов и вынуждены выражаться уклончиво. На самом деле теорема о трансфинитной рекурсии говорила об определении функции на вполне упорядоченном множестве, а ординалы не образуют множества- их слишком много. Кроме того, в ней шла речь о функциях со значениями в некотором заданном множестве, которого здесь тоже нет. Подобные индуктивные определения можно корректно обосновать в теории множеств с использованием так называемой аксиомы подстановки, но мы об этом говорить не будем. Вместо этого мы дадим явное описание возведения в степень, свободное от этих проблем.
Чтобы понять смысл возведения в степень, посмотрим, как выглядит ординал (для некоторого ). Пусть - множество, упорядоченное по типу . Ординал по определению есть точная верхняя грань для натуральных . Ординал есть порядковый тип множества , упорядоченного в обратном лексикографическом порядке. Чтобы найти точную верхнюю грань, представим множества как начальные отрезки друг друга. Например, состоит из пар и отождествляется с начальным отрезком в , состоящим из троек . (Здесь - наименьший элемент в .) Теперь видно, что все множества можно рассматривать как начальные отрезки множества , состоящего из бесконечных последовательностей , элементы которых принадлежат и в которых лишь конечное число членов отлично от нуля. (Последнее требование делает корректным определение обратного лексикографического порядка- мы находим самую правую позицию, в которой последовательности различаются, и сравниваем их значения в этой позиции.) В объединении эти начальные отрезки дают все , так что это множество с описанным порядком имеет тип .
Аналогичное утверждение верно и для любого показателя степени.
Пусть и - вполне упорядоченные множества, имеющие порядковые типы и . Рассмотрим множество состоящее из отображений в , имеющих " конечный носитель" (равных минимальному элементу всюду, за исключением конечного множества). Введем на порядок: если , выберем наибольший элемент , для которого и сравним и .