Органы судебной власти и иные правоохранительные органы
Понятие и основные признаки судебной власти
Судебная власть - одна из ветвей государственной власти. Она существенно дополняет то, что призваны делать другие ветви - законодательная и исполнительная. Ее суть проявляется в осуществлении ряда весьма важных функций (полномочий), в частности, конституционного контроля, правосудия по гражданским и уголовным делам, проверки законности и обоснованности действий и решений представительных и исполнительных органов, должностных лиц, обеспечение реализации судебных решений, рассмотрение дел о некоторых административных правонарушениях. Правосудие в России осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ).
Вся эта работа возлагается на специально создаваемые органы - суды. Специфика судов как органов судебной власти проявляется не только в своеобразии их полномочий, но и в особом порядке формирования (жесткие требования к кандидатам на судейские должности, установленный законом порядок их отбора и выдвижения и т. д.), в средствах обеспечения независимости при принятии решений, установления обязательных для всех организаций, должностных лиц и гражданин правил судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного). Судебную власть могут осуществлять только такие суды, которые специально уполномочиваются на это (в их число не входят суды третейские, товарищеские и некоторые иные).
Судьи - независимы и подчиняются только Конституция РФ и законам (ст. 120 Конституции РФ). Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью (ст. 121-122 Конституции РФ). Финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124 Конституции РФ).
Систему судов в Российской Федерации можно подразделить на три ветви (подсистемы).
Первая из них включает Конституционный Суд Российской Федерации, деятельность и статус которого определяется в ст. 125 Конституции России и в Федеральном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий судей этого органа 12 лет, и предельный возраст, до которого судья может исполнять свои функции, - 70 лет. Этот суд призван выполнять ряд ответственных функций по конституционному контролю: например, разрешает дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ, а также конституций республик, уставов и иных законов субъектов Федерации; рассматривает в некоторых случаях жалобы граждан; толкует предписание Конституции РФ.
В субъектах Федерации тоже могут создаваться конституционные суды или подобные им органы. Их функции в определенной мере схожи с функциями Конституционного Суда РФ.
Центральное место в судебной системе занимает подсистема судов общей юстиции. К ним относятся общегражданские и военные суды. На вершине этой подсистемы находится Верховный Суд Российской Федерации. На него возложен судебный надзор за деятельностью всех судов данной ветви. Его разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для этих судов. Он также наряду с разбирательством уголовных и гражданских дел особой сложности по существу уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений всех относящихся к данной ветви (подсистеме) судов (ст. 126).
К основным судам относятся суды районов и городов. На долю этих судов приходится рассмотрение гражданских и уголовных дел по существу (в среднем примерно 97-98% от общего количества), а также всех дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. Выполняют они и некоторые другие функции: обеспечивают исполнение всех судебных решений имущественного характера, контролируют законность и обоснованность арестов, продление их сроков, дают или не дают разрешение на прослушивание телефонных переговоров, арест и изъятие почтовой или телеграфной корреспонденции граждан, на производство обысков.
Общегражданские суды среднего звена образуются во всех субъектах Федерации. Это суды разных наименований: верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов. Но компетенция их схожа. Они рассматривают по существу гражданские и уголовные дела, отличающиеся повышенной сложностью, а также проверяют законность и обоснованность приговоров и иных решений, выносимых судами основного звена. Действия судов среднего звена контролируется непосредственно Верховным Судом РФ.
В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды. На них возложено прежде всего разбирательство и разрешение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими и приравненными к ним лицами, а также при определенных условиях - некоторых гражданских дел.
В большинстве случаев в судах общей юрисдикции дела рассматриваются коллегиально с участием представителей народа. Чаще в состав судебных коллегий входят один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей. При согласии подсудимого в этих судах (кроме районных и городских) дело могут рассматривать три судьи-профессионала.
Параллельно с судами общей юрисдикции в Российской Федерации с 1991 г. действует подсистема арбитражных судов (ст. 127 Конституции РФ). К их ведению отнесено разбирательство дел по экономическим и некоторым другим спорам, связанным в первую очередь с предпринимательской деятельностью. Состоит эта подсистема из судов тоже трех уровней (звеньев).
Основное звено образуют арбитражные суды субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они уполномочены разрешать по существу почти все дела о спорах, подведомственных арбитражным судам. Они могут также пересматривать в апелляционном порядке (после повторного разбирательства конкретных дел) свои решения.
Арбитражными судами среднего уровня являются федеральные арбитражные суды округов. Всего их создано десять. Задача такого суда - проверять по жалобам заинтересованных лиц законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, расположенных на территории округа.
На вершине подсистемы арбитражных судов находится Высший Арбитражный Суд РФ (с 2014 Арбитражный суд не существует), который рассматривает наиболее сложные дела, проверяет законность и обоснованность всех арбитражных судов страны и дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для таких судов.
Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Согласно ст. 45 Конституции РФ утверждается не только это обязанностью государства, но, вместе с тем, каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.
Когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм или возникает необходимость юридической ответственности за преступления или иные правонарушения, а также восстановления справедливости, то эту роль в обществе выполняют правоохранительные органы.
Стоит обратить внимание, что точной формулировки понятия "правоохранительные органы" в законодательных актах и указах Президента РФ нет. Это понятие можно встретить в различных документах ненормативного характера, оно широко применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.[Административное право России: Конспект лекции / авт.- сост. Л.В. Труханович. М.: Приор, 1999]
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Исходя из поставленных перед правоохранительными органами задач, можно сказать, что их деятельность характеризуется специфическими чертами, к которым можно отнести:
- осуществляют свою деятельность только на основании законов и подзаконных актов;
- осуществлять эту деятельность имеют право только лица, работающие в правоохранительных органах;
- законные решения правоохранительных органов имеют юридическую силу и должны выполняться любыми должностными лицами и гражданами.
Для решения этих и других задач, как отмечается в правовой литературе, - и с этим нельзя не согласиться - правоохранительные органы выполняют определенные, только им присущие функции:
- конституционный контроль;
- отправление правосудия;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- оперативно-розыскные;
- исполнение судебных решений;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Все эти функции одновременно характеризуют разделение компетенции данных органов и определяют их структуру и место в системе органов власти и управления. Так, например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой судов общей юрисдикции и военных судов, Высший Арбитражный суд и нижестоящие арбитражные суды, а также суды субъектов Федерации представляют судебную власть в стране. Согласно Конституции РФ, одну из трех ветвей власти.
Судебная власть
Конституция РФ устанавливает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 все эти органы самостоятельны.
Судебная власть - это государственная власть. Отсюда можно сказать, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в единую судебную систему России.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юстиции субъектов РФ (ст. 4).
Закон о судебной системе провозглашает важный принцип их деятельности и самостоятельности судов и независимости судей. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (ст. 5).
Важнейшим принципом, который устанавливает Закон, - "равенство всех перед законом и судом" (ст. 7). Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Особая роль в выполнении функций, возложенных на суды, отводится судьям, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Свои полномочия осуществлять правосудие судьи приобретают в результате их назначения на должность (ст. 11). Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.
Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Правовой статус судей в России также определен Законом РФ от 26 июня 1996 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно ст. 1 данного Закона судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.