Федеративное устройство России
По принципам устройства территории и организации власти Россия является федеративным государством.
Конституция РФ устанавливает федеративное устройство России, исходя из идеи сохранения ее государственной целостности и закрепления широких прав субъектов Федерации, позволяющих решать вопросы их социально-экономического и политического развития, а также участвовать в делах Федерации. Конституция РФ - правовая основа Российской Федерации.
В Конституции приводится полный перечень субъектов Российской Федерации (ст. 65). Всего их 85: 22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Россия имеет все признаки суверенного государства. Вместе с тем на ее правовое положение (конституционно-правовой статус) оказывает влияние ее федеративное устройство.
Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации:
Федеральная учредительная власть, которая состоит в провозглашении принципов конституционного строя определении конституционного статуса человека и гражданина, установлении формы правления и системы органов государственной власти, а также в решении вопросов об участии РФ в межгосударственных объединениях.
Территориальное верховенство РФ. Территория РФ включает территорию всех субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (ст. 67).
Федеральная правовая система. Принимаемые федеральными органами государственной власти правовые акты составляют правовую систему РФ. Ее вершиной является Конституция РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
Система высших федеральных органов государственной власти
Федеральные органы - Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, суды РФ осуществляют государственную власть в Российской Федерации. Они действуют в сферах ведения Российской Федерации и реализуют ее полномочия.
Федеральное гражданство. В Российской Федерации установлено единое гражданство.
Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; Федеральная государственная собственность; единая кредитно-денежная система РФ - перечисленные элементы конституционно-правового статуса РФ составляют материальную основу государственного суверенитета РФ, предназначены для обеспечения деятельности органов государственной власти, ее отдельных структур (например, армии, внутренних войск, пограничных войск). По соглашению Федерации с ее субъектами с целью эффективного управления, а также сохранения национального достояния выделяются объекты общероссийского значения.
Единое рублевое пространство, единые правила кредитования и кредитных счетов, валютного регулирования и валютного контроля обеспечивают экономическую целостность России.
Единые Вооруженные Силы РФ. На них возлагается защита государственного суверенитета и территориальной целостности России.
Единая внешняя политика РФ. Российская Федерация определяет основные направления внешнеполитической деятельности, решает вопросы войны и мира.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68).
Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным конституционным законом (ст. 70). Столицей России является город Москва.
Теперь рассмотрим вопрос о конституционно-правовом статусе субъектов РФ. Положение субъектов РФ определяется его нахождением в составе Федерации и теми правами по осуществлению государственной власти, которые он имеет.
Общие признаки присущи субъектам Федерации.
Ограниченная учредительная власть субъектов РФ
Пределы власти субъекта Федерации определяются Конституцией РФ, что подтверждает производность власти субъекта от власти Федерации. Являясь составной частью РФ, ее субъект не имеет права выйти из Федерации, в одностороннем порядке изменить свой статус.
Вместе с тем элементы учредительной власти присущи субъектам РФ. Они самостоятельно решают вопрос о своем наименовании, что влечет внесение изменений в Конституцию РФ.
Территориальные права субъектов РФ
Республики имеют свои конституции, законодательство и иные правовые акты, принимаемые республиканскими органами государственной власти.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свои уставы, законы и другие акты, составляющие их правовую систему.
В нормотворческой деятельности субъектов Федерации должно соблюдаться обязательное правило о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.
Система органов государственной власти субъектов РФ
Такая система устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, определяемыми федеральным законом (ст. 77). Согласно принципу разделения властей в субъектах Федерации имеются законодательные (представительные), исполнительные, судебные органы. Субъекты определяют название соответствующих органов и закрепляют их статус в своих конституциях, уставах, законах. Многие республики учредили пост главы государства - Президента.
Предусмотрено специальное и равное представительство субъектов РФ в Совете Федерации (одной из палат Федерального Собрания РФ). Каждый субъект направляет в нее по два представителя. В Государственной Думе (другой палате Федерального Собрания РФ) субъекты представлены в той части, которая формировалась по одномандатным избирательным округам в зависимости от численности населения и по нормам, определяемым федеральными актами.
Субъекты РФ имеют свой бюджет, собственность соответствующего уровня (республиканскую, краевую, областную и т. д.).
Названные элементы статуса субъектов РФ составляют материальную основу осуществления ими их государственной власти. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Однако их международная правосубъектность ограничена полномочиями, определяемыми федеральной властью. Основной проблемой в Федерации является разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между Федерацией и ее субъектами (ст. 72).
В обновленной России ее субъекты получили широкие права и самостоятельность во всех областях социально-экономической, культурной и политической жизни. Однако в федеративном государстве должно обеспечиваться государственное единство. Для этого федеральные органы наделены необходимыми правами в наиболее значимых сферах осуществления государственной власти Предметы ведения и полномочия РФ составляют федеральную компетенцию.
Разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ может осуществляться в двусторонних договорах. Основным их правовым назначением является разграничение полномочий в сфере совместного ведения РФ и конкретно субъекта, а также определение важнейших направлений сотрудничества. Рассматриваемые договоры должны конкретизировать конституционные положения и не должны противоречить Конституции РФ.
Кроме того, в сфере исполнительной власти, субъекты Федерации могут получать дополнительно некоторые полномочия, если они в соответствии с двусторонним соглашением переданы им федеральными органами. Возможен и обратный порядок: по соглашению органы исполнительной власти субъектов Федерации передают федеральным исполнительным органам конкретные свои полномочия (ст. 78).