Элементы линейной алгебры
Задачи
-
Найти матрицы А+В, 3А–2В, А–1 , В–1 , если даны матрицы:
Указание: использовать соответствующие формулы, например, первый элемент А+В равен a11+b11=0+0=0.
-
Найти обратную матрицу к матрицам:
Указание: использовать формулу: .
-
и к ее присоединенной матрице. Найти обратную к А матрицу. Указание: добавить ко второй строке третью и затем разложить по элементам третьего столбца.
-
симметричной, диагональной, нулевой, единичной, имеющей нулевой определитель? Указание: все ответы – отрицательные (обоснуйте это!).
-
Найти определитель, транспонированную, союзную и обратную матрицу для матрицы
Указание: для вычисления определителя вычесть первую строку из второй и четвертой, затем умножить первую строку на 9 и вычесть из третей строки, после чего разложить по элементам первой строки.
-
Показать, что
имеет собственные числа , , , и собственные вектора:
Указание: выписать матричное характеристическое уравнение, записать соответствующей ему линейную систему алгебраических уравнений и решить ее.
-
Решить методом Крамера и Гаусса систему:
Оценить количество выполненных арифметических операций в каждом методе и сравнить их. Какой метод более эффективный? Указание: подсчитывать все операции – и те, которые необходимы для исключения неизвестных в методе Гаусса, и те, которые необходимы для нахождения определителя в методе Крамера.
-
Найти, если есть, решение системы линейных алгебраических уравнений:
Указание: найти ранг системы, далее, перенести, например, х4 во всех уравнениях в правую часть и решить затем, считая х4 известным, задаваемым произвольно числом.
-
Проверить для произвольной матрицы А выполнение аксиом нормы, если норму определять одним из способов:
- ;
- ;
Указание: а) ; б) ; в) .
- Древнекитайская задача: в одной клетке сидят фазаны и кролики, а всего в ней 35 голов и 94 ноги; сколько фазанов и кроликов в клетке? Указание: если x – число фазанов, y – число кроликов, то по условию задачи y=35, 2x+4y=94.
Темы научных исследований и рефератов (Интернет-листов)
- Матрицы и их приложения.
- Действия с матрицами. Решение матричных уравнений.
- Определители и их приложения.
- Действия с определителями.
- Собственные числа и вектора, их приложения.
- Метод Крамера. Его теоретические и практические возможности.
- Метод Гаусса. Его теоретические и практические возможности.
- Решение систем уравнений большой размерности на компьютере.
- Евклидово пространство. Его значение для математики.
- Математические пространства (метрическое, нормированное, гильбертово и др.).