Современная концепция маркетинга услуг. Маркетинговое понимание услуги
Основной принцип в маркетинге и менеджменте услуг - это помнить, что "люди", как потребители, так и провайдеры, вовлечены в гораздо более сложный процесс рыночного обмена, чем просто в процессе купли-продажи массы товаров.
Д. Якобучи, Школа маркетинга Келлога
Маркетинг - непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения фирмы, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей покупателей и получение благодаря этому запланированной прибыли.
Маркетинг - концепция производства, в основе которой лежит ориентация производителя товара на потребности пользователя. Цель маркетинга - обеспечить стабильную прибыль и развитие бизнеса - может быть достигнута с помощью системы прикладных знаний, формализующей поступательный процесс взаимодействия производителя и покупателя.
Процесс маркетинга - упорядоченная совокупность стадий и действий по выявлению спроса, разработке, изготовлению, распределению и сбыту продукции, соответствующей требованиям потребителей и возможностям рынка.
Маркетинг может быть структурирован функционально и предметно.
Функциональное структурирование предполагает выделение следующих разделов:
- производственный маркетинг, который включает деятельность по разработке товаров и услуг, ценообразование и сбыт товаров и услуг;
- коммуникативный маркетинг, который включает рекламу, формирование общественного мнения, стимулирование сбыта, персональные продажи;
- аналитический маркетинг, который включает маркетинговые исследования и деятельность по сегментации рынка.
Предметное структурирование описывает:
- маркетинг товаров, в том числе маркетинг товаров производственного назначения и маркетинг потребительских товаров;
- маркетинг услуг, в том числе банковских услуг, туризма, информационных услуг, бытовых и др.
В основе оперативной маркетинговой деятельности лежит использование маркетингового комплекса.
Маркетинговый комплекс - набор инструментов, который позволяет осуществлять планирование маркетинга и маркетинговые действия.
Под маркетинговым комплексом понимают также совокупность управляемых параметров, переменных маркетинговой деятельности фирмы, манипулируя которыми она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков. Фирма может варьировать параметры комплекса маркетинга с целью наиболее эффективного воздействия на рынок, потребителей и достижения поставленных целей в рамках имеющихся возможностей и своего понимания роли маркетинга.
Какова же эволюция взглядов на маркетинговый комплекс?
Начало 60-х годов XX в.: классический маркетинговый комплекс (4Р): товар, цена, каналы сбыта или место продажи, продвижение.
Начало 70-х годов: маркетинговый комплекс для сферы услуг (7Р): товар, цена, каналы сбыта или место продажи, продвижение, персонал, физическое окружение, процесс.
Середина 80-х годов: маркетинговый комплекс для мегамаркетинга (6Р): товар, цена, каналы сбыта или место продаж, продвижение, политика, общественное мнение.
Были предложены также концепции комплекса маркетинга, включающие 7Р, 9Р, но целесообразность их использования и оправданность по сей день остаются дискуссионными.
Предназначение маркетингового комплекса с точки зрения производителя или поставщика услуги - формирование потребительной ценности и решение покупательской проблемы на целевом сегменте.
Предназначение каждого маркетингового инструмента с точки зрения потребителя - это увеличение его выгоды.
Таким образом, комплекс маркетинга может рассматриваться как инструментарий производителя и покупателя. Их взаимосвязь представлена в табл. 28.1.
4Р - отношение продавца к товарному предложению | 4С - отношение покупателя к товарному предложению |
Товар | Полезность |
Цена | Ценность |
Каналы сбыта или место продаж | Доступность |
Продвижение | Информированность |
Источник. Котлер ФМаркетинг в третьем тысячелетии. М.: АСТ, 2000.
В широком смысле маркетинг - философия, склад и направленность делового мышления. Маркетинг понимают как систему знаний о наиболее разумном предложении товаров на рынке. В узком, предпринимательском, смысле маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Процесс маркетинга можно представить в виде пяти базовых шагов:
И → СВП → КМ → О → К,
где И - исследование рынка и собственных возможностей фирмы;
СВП - сегментирование, выбор целевого сегмента и позиционирование;
КМ - разработка комплекса маркетинга;
О - обеспечение процесса маркетинга;
К - контроль маркетинговой деятельности.
Три уровня маркетинговой деятельности представлены в табл. 28.2, управленческие концепции маркетинга - в табл. 28.3.
Уровень | Вид маркетинга | Сущность данного вида маркетинга |
1-й | Маркетинг реагирования | Способность фирмы определить потребности клиента и найти реальное решение |
2-й | Предвосхищающий маркетинг | Способность фирмы определить когда латентная потребность станет реальной |
3-й | Маркетинг, формирующим запросы | Способность фирмы предлагать продукты или услуги, о которых никто не просил |
Концепция | Описание концепции | Кто предложил |
Совершенствование производства | Потребитель ориентируется на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене. Главное - произвести товар. Эффективность фирмы определяется экономикой производства. Производится дешевый товар с удовлетворительными потребительными свойствами | Ф. Котлер |
Совершенствование товара | Потребитель благосклонно относится к товару, если товар хорошего качества и продается по умеренной цене. Управление маркетингом направлено на совершенствование качества продукта и его потребительных свойств | Ф. Котлер |
Интенсификация коммерческих усилий | Потребители будут покупать те товары, которые широко представлены в сбытовой сети и в отношении которых предпринимаются интенсивные действия по продвижению. Покупку часто навязывают | Ф. Котлер |
Маркетинг | Ориентация на покупателя, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Концепция основана на четырех важнейших составляющих: целевом рынке, потребительских нуждах, интегрированном маркетинге и рентабельности | Ф. Котлер, П. Друкер |
Просвещенный маркетинг | Маркетинг фирмы должен поддерживать оптимальное функционирование системы сбыта продукции в долгосрочной перспективе с учетом пяти принципов: маркетинг, ориентированный на потребителя, инновационный маркетинг, маркетинг ценностных достоинств товара, маркетинг с осознанием своей миссии, социально-этичный маркетинг | Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс |
Экологический маркетинг | Маркетинговая деятельность направлена на преодоление проблем, связанных с зашитой окружающей среды, нехваткой ресурсов и быстрым ростом населения | Ф. Котлер |
Маркетинговое управление | Маркетинг рассматривается как ведущая и интегрирующая функция на фирме | Ф. Котлер |
Стратегический маркетинг | Основана на разграничении понятий стратегического (постоянный и систематический анализ потребностей рынка, разработка новых эффективных товаров) и операционного (инструмент реализации выбранной маркетинговой стратегии) маркетинга | Ж.Ж. Ламбен |
Интеграционный маркетинг | Максимальная ориентация всей фирмы на рынок. Маркетинг - основная наука об управлении | А. Мейер |
Маркетинг отношений | Главной целью управления маркетингом становятся долгосрочные отношения с участниками процесса купли-продажи. Индивидуализация отношений с потребителем, повышение значения личных контактов в системе коммуникаций | К. Гренроос |
Маркетинг сделок (трансакционный маркетинг) | Управление маркетингом нацелено на увеличение числа разовых сделок с новыми потребителями | |
Максимаркетинг (интегрированный прямой маркетинг) | Управление маркетингом нацелено на достижение высшей степени интенсивности в распределении и продвижении товара до четко определенных потенциальных потребителей | С. Рэпп, Т. Коллинз |
Конкурентная рациональность | Основной целью фирмы является получение прибыли посредством производства товаров, удовлетворяющих запросы покупателей. Конкурентоспособность выступает как основная движущая сила концепции маркетинга | П. Диксон |
Макромаркетинг | Маркетинг, который помогает вырабатывать государственную политику в определенных сферах жизнедеятельности общества. Потребности осознаются и анализируются на уровне общества. Макромаркетинг рассматривается наравне с такими элементами экономической системы, как получение и распределение доходов, налогообложение, достижение благосостояния | Ф. Котлер |
Глобальный маркетинг | Маркетинг, характерный для транснациональных компаний. Весь мир рассматривается как единый глобальный рынок, на котором региональные и национальные различия не играют решающей роли. Характерно создание всемирных логистических систем и финансовых потоков | Ф. Котлер |
Мегамаркетинг | Координация экономических, психологических и общественных воздействий, направленная на установление сотрудничества с политическими партиямии силами для выхода на определенный рынок и работы на нем | Ф. Котлер |