Предпринимательство в сфере услуг
Успешное предпринимательство требует двух совершенно различных качеств: скрупулезности и энтузиазма.
Джон Стюарт Милль
Мировой и российский опыт подтверждают, что предпринимательство - важнейший элемент рыночной экономики. Характер и сферы предпринимательской деятельности во многом определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, решение проблемы занятости.
В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, социологи, философы, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Как отмечал П.Ф. Друкер, "прошло уже много лет с тех пор, когда Сэй ввел в оборот этот термин, а мы все еще продолжаем путаться в определениях "предприниматель" и "предпринимательство".
Авторы известного учебника "Экономикс" К. Макконнелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований.
Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, предприниматель является движущей силой производства, которое должно быть прибыльным.
Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.
В-третьих, предприниматель - это новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса.
В-четвертых, предприниматель - это человек, идущий на риск. Он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами, - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.
Изменение условий хозяйствования модифицирует основополагающие черты предпринимательства, порождает новые оценки роли и места предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, что, в частности, справедливо и для предпринимательства в сфере услуг. Характерные черты предпринимательства в рамках современных концепций, разрабатываемых западными исследователями, представлены в табл. 6.1.
Основная черта | Основной исследователь | Характеристика |
Социально-экономическая направленность предпринимательства, особые места и роль предпринимателей в функционировании социально-политической системы | Социально-экономический аспект предпринимательства анализировалФр. Хайек | Свобода предпринимательской деятельности выступает основой формирования человека новой постиндустриальной эпохи. Каждый человек самостоятельно выбирает свою свободу, общество ему предоставляет для этого минимальные социальные гарантии |
Изменение предпринимательской деятельности в рамках определенной системы | Исследование данного изменения осуществлял Дж. К. Гэлбрейт | С укрупнением капиталистических предприятий, имеющих акционерную форму, все большее значение приобретают менеджеры, которые управляют этими предприятиями и руководят их хозяйственной деятельностью, тогда как собственники акций все более "отступают на задний план" |
Наличие социокультурного аспекта предпринимательства | Среди первых представителей, рассматривавших данный аспект предпринимательства, выделяется П.Х. Верхан | Предпринимательство воспринимается в современном обществе не только как хозяйственная деятельность, но и как принятие ответственности за текущее состояние и перспективы развития социальной среды, понимаемой как в макро- (социум в целом и его стратегические интересы), так и в микроплане (потребности, интересы, ценности окружающих людей и групп) |
Предпринимательство рассматривается как структурный элемент современной рыночной экономики | Среди основных исследователей концепции предпринимательства как структурного элемента современной рыночной экономики можно назвать В. Ойкена | Система социального рыночного хозяйства имеет четкие принципы построения, среди которых особо выделяется тот, что лучшей формой организации рыночных отношений и гарантий от возможного произвола частной собственности в экономической и социальной сферах является немонополистический характер конкуренции |
В основе предпринимательства лежит рисковая деятельность | Анализ рисковой деятельности как основы предпринимательского процесса осуществлял М. Фридмен | Главной является идея наилучшего развития предпринимательства. Основной принцип - возможность использования в качестве классифицирующего признака любой экономической деятельности не самого риска, а его уровня. Самым значительным мотивом активности предпринимательской деятельности считается социально-психологический фактор |
Предпринимательство характеризуется как эффективный управленческий процесс | В исследовании организационных и управленческих аспектов предпринимательства особая роль принадлежит П. Друкеру - создателю менеджмента как управленческой дисциплины | Именно с эффективным управлением П. Друкер связывает "надежду сделать общество экономически продуктивным и социально жизнестойким, так как только эффективность управления позволит нашему обществу согласовать свои потребности" |
В целом современное предпринимательство отличается особым, новаторским, антибюрократическим стилем хозяйствования, базирующимся на постоянном поиске новых возможностей и ориентированном на инновации, умением привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Кроме того, современное предпринимательство рассматривается как социально-экономическое явление с элементами психологии, культуры и морали, что предопределено, по мнению президента Международного союза предпринимателей Ж. Эхслена, изменениями самой экономической эпохи, появлением новых социальных структур и связанных с этим новых особенностей управления обществом.
Вследствие этого предпринимательская деятельность предполагает реализацию этико-социальных требований, к которым относятся:
- ответственность перед обществом, выражающаяся, например, в том, что компании удаляют вредные производства, загрязняющие природу, от мест проживания людей, принимают меры по консервации источников сырья, его экономному расходованию, повторной переработке с целью сохранения полезных ископаемых для будущих поколений;
- ответственность перед потребителем, проявляющаяся в защите потребителя от опасных для здоровья человека продуктов, информировании потребителя, ознакомлении его с правилами покупателя и т. п. ;
- ответственность перед наемными работниками, выражающаяся в адекватной системе стимулов.
В российской хозяйственной практике закрепилось упрощенное понятие предпринимательства, которое часто отождествляется с любым видом деятельности, приносящим доход, что нашло отражение в определении предпринимательства в Законе РФ от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Сущность предпринимательства проявляется в соответствующих основополагающих функциях, которые укрупненно можно представить в виде следующих положений:
- общеэкономическая функция;
- ресурсная функция;
- инновационная (творческо-поисковая) функция;
- социальная функция;
- организационная функция.
Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей, или субъектов рынка.
Ресурсная функция связана с технико-экономической эффективностью использования ограниченных ресурсов.
Инновационная (творческо-поисковая) функция нацелена на производство и реализацию новых идей, а также на выработку новых средств и факторов, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Социальная функция связана с обеспечением занятости, созданием возможностей для получения соответствующих доходов, ролью предпринимательских структур в снижении объективного порога бедности, созданием условий для всесторонней реализации работников как личностей.
Организационная функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка (незанятые ниши), во внедрении внутрифирменного предпринимательства, формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур и т. д.
Современное предпринимательство характеризуется сочетанием ряда специфических функций, к числу которых относятся:
- непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей, оригинальных идей и пр.;
- разработка и введение новых экономических ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, качественно новых организационно-экономических систем управления и т. п. ;
- формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов и факторов производства, разработка адекватных организационно-управленческих решений, осуществление коммерческих сделок, насыщение рынка товарами и услугами высокого спроса и др.;
- постоянный поиск информации с целью выбора более выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, наиболее выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и использования конкурентных преимуществ;
- несение риска и экономической неопределенности;
- защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательской деятельности, связанного в первую очередь с интеллектуальным капиталом;
- обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных, трансформационных условиях;
- деловое общение.
В наибольшей степени специфические функции предпринимательства проявляются в сфере услуг, поскольку данная сфера в ее современном виде стала формироваться, когда изменялись социально-экономические характеристики общества. Кроме того, сфера услуг столь мозаична, что наличие тех или иных специфических функций предпринимательства может являться условием ее эффективного развития.
Существуют разные организационно-правовые формы и виды предпринимательства. В соответствии с формами собственности на используемые факторы производства выделяют частное, коллективное и государственное предпринимательство.
Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства как простейшей формы бизнеса. Индивидуальный предприниматель согласно ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой (коллективной) форме предпринимательства, а в действительности при наличии нормальных отношений в семье представляет собой разновидность частного предпринимательства.
В связи с тем что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью.
Коллективное предпринимательство базируется на слиянии капиталов и образовании общего имущественного комплекса. В таких фирмах собственность на средства производства приобретает групповой, коллективный характер, за исключением хозяйственных обществ, учрежденных одним участником. Коллективное предпринимательство способно сочетаться с частной собственностью на практически все факторы предпринимательской деятельности (примерами такого сочетания являются товарищества, кооперативы, акционерные общества).
Дальнейшее объединение средств, капиталов, усилий, управления приводит к крупным интегративным формам коллективного предпринимательства в виде предприятий с участием иностранного капитала, синдикатов, корпораций.
Если же к предпринимательству примыкают государственные структуры, в нем принимают участие предприятия и организации, основанные на государственной собственности, то формируетсягосударственное предпринимательство, масштабы и роль которого в настоящее время существенно возрастают.
В экономической литературе даются разные определения государственного предпринимательства, в которых внимание акцентируется на тех или иных аспектах этого сложного и неоднозначно трактуемого феномена. Предпочтительным, думается, является такое определение: "Государственное предпринимательство… образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые не представляют интереса для частного капитала"1.
В зависимости от характера деятельности и вида используемых факторов предпринимательства различают следующие виды предпринимательской деятельности:
- производственное предпринимательство;
- коммерческое (торговое) предпринимательство;
- финансовое предпринимательство;
- посредничество;
- страховое предпринимательство.
В современной экономике сфера услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. Постоянно увеличивается численность разнообразных хозяйствующих субъектов сферы услуг, представленных всеми известными организационно-правовыми формами:
- индивидуальные частные предприятия, распространенные прежде всего в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг;
- кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли;
- общества с ограниченной ответственностью, в том числе акционерные общества закрытого типа, распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физической культуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли;
- акционерные общества открытого типа, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, строительства, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации;
- некоммерческие организации - союзы, ассоциации, фонды и клубы;
- государственные организации и учреждения образования и культуры.