Задания
Задание 1. Указатели
Решите уравнение указанным в варианте методом. Функцию передать как параметр с помощью указателя.
Численные методы решения уравнений
Довольно часто на практике приходится решать уравнения вида:
![]() |
( 2) |


Всякое значение такое, что
, называется корнем уравнения, а нахождение этого значения и есть решение уравнения.
На практике в большинстве случаев найти точное решение возникшей математической задачи не удается. Поэтому важное значение приобрели численные методы, позволяющие найти приближенное значение корня. Под численными методами подразумеваются методы решения задач, сводящиеся к арифметическим и некоторым логическим действиям над числами, т.е. к тем действиям, которые выполняет компьютер.
Существует множество численных методов решения уравнений вида (1). Рассмотрим только три из них:
Метод итераций
Представим уравнение в виде:
![]() |
( 2) |
Это уравнение получается выделением из уравнения
и переносом того, что осталось, т.е.
, в левую часть уравнения. Иначе можно получить уравнение (2) следующим способом: левую и правую часть уравнения (1) умножить на произвольную константу
и прибавить к левой и правой части
, т.е. получаем уравнение вида:
![]() |
( 3) |

На заданном отрезке выберем точку
– нулевое приближение – и найдем


Таким образом, процесс нахождения корня уравнения сводится к последовательному вычислению чисел:

Если на отрезке выполнено условие:


Процесс итераций продолжается до тех пор, пока




Метод Ньютона
Пусть уравнение имеет один корень на отрезке
, причем
и
определены, непрерывны и сохраняют постоянные знаки на отрезке
.
Выберем на отрезке произвольную точку
– нулевое приближение. Затем найдем:


Таким образом, процесс нахождения корня уравнения сводится к вычислению чисел по формуле:

Этот процесс называется методом Ньютона.
Процесс вычисления продолжается до тех пор, пока не будет выполнено условие:



Точку необходимо выбирать так, чтобы выполнялось условие:

Метод половинного деления
Пусть уравнение имеет один корень на отрезке
. Функция непрерывна на отрезке
.
Метод половинного деления заключается в следующем:
Сначала выбираем начальное приближение, деля отрезок пополам, т.е.

Если , то
является корнем уравнения. Если
то выбираем тот из отрезков, на концах которого функция имеет противоположные знаки. Полученный отрезок снова делим пополам и выполняем действия сначала и т.д.
Процесс деления отрезка продолжаем до тех пор, пока длина отрезка, на концах которого функция имеет противоположные знаки, не будет меньше заданной точности , т.е. пока не будет выполняться условие:

Варианты задания