Форма обучения:
дистанционная
Стоимость самостоятельного обучения:
бесплатно
Доступ:
свободный
Документ об окончании:
 
Уровень:
Для всех
Длительность:
6:39:00
Студентов:
1264
Выпускников:
97
Экономика – область знаний, в которой затруднены, а часто и невозможны, эксперименты.
Все объекты исследования по-своему уникальны, трудно сопоставлять результаты в контрольной и экспериментальной группах. В этом случае обращение к истории экономической мысли является возможностью проверить не только предсказательную силу современных экономических теорий апостериори, но и понять - в чем ошибались экономисты прошлого. Понимание их ошибок позволяет современному исследователю экономических процессов не наступать повторно на интеллектуальные «грабли» и избегать простых, популистских рецептов достижения богатства и счастья. Понимание ошибок прошлого снижает вероятность совершения ошибок в будущем. История экономических учений, как учебная дисциплина, представляет собой кладезь идей, зачастую неверных, но иногда и несправедливо отброшенных. Изучение этих идей, их анализ и критика позволяют совершенствовать экономический анализ и делать его более эффективным.
Специальности: Историк, Экономист
 

План занятий

Занятие
Заголовок <<
Дата изучения
Введение в экономическую методологию
Индукция и дедукция. Принцип аддукции: озарение, статистическая проверка, построение модели, прогноз, подтверждение/опровержение прогноза. Верификация. Принцип фальсификации Карла Поппера. Абсолютизм vs релятивизм. Ядро Лакатоша vs концепции научных революций Куна. Что я знаю? И откуда я знаю, что я это знаю?
-
Тест 1
24 минуты
-
Меркантилизм и проблемы геополитики
Принципы меркантилизма. Страсть к накоплению. Механизм золотоденежных потоков Юма. Колонии и метрополии. Должники vs. кредиторы. Дилемма узника. Неэластичность спроса на экспорт и спроса на импорт. Условия, при которых меркантилизм становится верной концепцией. Почему в России почти всегда популярен меркантилизм?
-
Тест 2
24 минуты
-
Физиократия и концепция ключевого ресурса
Земля дешеветь не может. Эластичность предложения факторов производства. Концепция ключевого ресурса. Идея единого налога Генри Джорджа. Условия, при которых физиократы будут правы. Экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель кругооборота доходов. Был ли В.И. Ленин физиократом?
-
Адам Смит и основы менеджмента
Идея разделения труда и специализации. Принцип абсолютных преимуществ. Специализация vs. диверсификация. Человеческий капитал и концепция чистого листа. Теорема Рыбчинского и кривая производственных возможностей. Производительный и непроизводительный труд. "Невидимая рука" рынка. Почему концепция выгод от специализации может оказаться неверной?
-
Тест 4
24 минуты
-
Давид Рикардо и введение в теорию международной торговли
Закон железной заработной платы. Трудовая теория ценности. Дифференциальная земельная рента. Технический прогресс в системе Давида Рикардо. Закон сравнительных преимуществ. Модель сравнительных преимуществ в условиях фиксированных мировых цен. Как должны и как распределяются выгоды от научно технического прогресса?
-
Томас Мальтус и начала демографии
Аналитическая схема Мальтуса. Превентивные и естественные ограничители роста населения. Эмпирическое содержание теории Мальтуса. Рост производительности труда в сельском хозяйстве в арифметической прогрессии. Рост населения в геометрической прогрессии. Теория оптимальной численности населения и ее критика. Нужно ли помогать бедным с точки зрения Мальтуса?
-
Тест 6
24 минуты
-
Иоганн фон Тюнен и принципы экономической географии
Насколько изолировано государство? Немецкая экономическая школа. Изолированное государство Иоганна фон Тюнена. Изменение ренты в зависимости от удаленности от центра. Теория размещения промышленных предприятий Альфреда Вебера. Проблема двух точек. Проблема трех точек. Теория центрального места Вальтера Кристаллера и правило ранг-размер. Приведет ли развитие коммуникаций к исчезновению городов?
-
Тест 7
24 минуты
-
Карл Маркс и теория эксплуатации
От простого труда к сложному. Нормативный марксизм. Норма прибыли vs. прибавочная стоимость. Проблема ценности. Меновая и потребительная стоимости. Эксплуатация и прибавочная стоимость: c+v+m. Органическое строение капитала. Тенденция нормы прибыли к понижению. Относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Марксистская безработица как создание индустриальной резервной армии пролетариата. Что будет после капитализма?
-
Маржинализм. Богатство = экономика+математика
Различия между маржинальным и классическим подходами к предмету изучения экономистов. Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрас. Предельный подход как отправная точка развития микроэкономики. Понятие предельного подхода. Принципы оптимизации и максимизации в маржинализме. Аналитическая схема Вальраса. Эндаумент. Остаточный спрос. Определение уровня цен в экономической системе
-
Тест 9
24 минуты
-
Альфред Маршалл и принципы экономикс
Полезность в понимании Альфреда Маршалла. Азартные игры и страхование: гипотеза Фридмена-Севеджа. Доводы за прогрессивное налогообложение. Маршалианский крест. Как формируется кривая рыночного предложения. Равновесие. Предельное число фирм в отрасли в условиях совершенной конкуренции. Понятие компенсирующей кривой спроса. Излишек потребителя. Издержки и кривая предложения. Функция средних издержек в долгосрочном и краткосрочном периоде. Спрос равен предложению? Как измерить счастье?
-
Тест 10
24 минуты
-
Институционалисты и основы экономической антропологии
Торнстейн Веблен и его "Теория праздного класса". Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена. Вебленовские эффекты и кривые спроса. Принцип горизонтального суммирования. Монопольное ценообразование. Сетевые эффекты. Развитие идей Веблена Джоном Гэлбрейтом. Какие категории населения нужно относить к "праздному классу", а какие к "технократам"? Где искать праздный класс? Насколько значимо окружение в принятии решений?
-
Джон Мейнард Кейнс и возникновение макроэкономики
Проблема ограничений по спросу и предложению Вернер Зомбарт и потребление роскоши. Смысл кейнсианского подхода. Кейнсианская функция потребления. Кейнсианский крест Джона Хикса. Мультипликационные эффекты. Существование QWERTY-эффектов и их значимость. Эффект храповика. Философия кейнсианства. Допинг. Это хорошо или плохо?
-
Неоклассическая макроэкономика. Теория реальных производственных циклов
Аксиоматика неоклассического подхода. Концепция реального производственного цикла Роберто Барро. Кривая совокупного спроса и совокупного предложения в трактовке Роберто Барро. Роль налогов, государственных закупок, цен и процентных ставок в эффективном функционировании экономической системы. Почему банки не предлагают вкладчикам и заемщикам опцию "фиксированный реальный процент плюс поправка на инфляцию"?
-
Экономический империализм и проблема стимулов к инновациям
Перспективные развития экономической мысли: душа vs. организационные структуры. Труд и ожидания как первичные факторы производства. Понятие окольности. Человеческий, социальный и другие виды капитала. Майкл Спенс. Образование: инвестиция или сигнал? Фрэнк Найт. Как долго рациональный индивид должен принимать рациональное решение? Рональд Коуз. Монополия и ее конкуренция самой с собой Йозеф Шумпетер. Динамическая эффективность и оправдание монополии. Радикальные и нерадикальные инновации. Модель выгод от вложения в нерадикальные инновации для ситуации монополии и олигополии
-
Лекция 15
6 минут
Российские экономические слоны
Евгений Слуцкий, Евсей Либерман, Василий Леонтьев, Леонид Канторович, Револд Энтов, Виктор Полтерович
-
Тест 15
24 минуты
-
1 час 40 минут
-
Нушервон Раджабов
Нушервон Раджабов

Не работает плеер, вообще не грузится. Исправьте пожалуйста ошибку с проигрывателем)

Андрей Фридман
Андрей Фридман

Добрый день подскажите, пожалуйста, как решить задачу про ренту в тесте. Не как не пойму почему формула Рента = Кол-во товара *(Цена товара - Издержки - Растояние до рынка * Транспортный тариф) не подходит ? Если я правильно понимаю, то с данными как Кол-во = 1000, Цена = 80, Издержки = 20, Растояние 8, Транспортный тариф = 0,3 - Рента должна находится как 1000*(80 - 20 - 0,3 * 8). Может я, что то упускаю - помогите если кто знает.