Опубликован: 19.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1274 / 98 | Длительность: 06:39:00
Специальности: Историк, Экономист
Лекция 11:

Институционалисты и основы экономической антропологии

< Лекция 1 || Лекция 11: 12
Аннотация: Торнстейн Веблен и его "Теория праздного класса". Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена. Вебленовские эффекты и кривые спроса. Принцип горизонтального суммирования. Монопольное ценообразование. Сетевые эффекты. Развитие идей Веблена Джоном Гэлбрейтом. Какие категории населения нужно относить к "праздному классу", а какие к "технократам"? Где искать праздный класс? Насколько значимо окружение в принятии решений?

Get Adobe Flash Player

Выдержки из работы Торстейна Веблена "Теория праздного класса"

1895 - написание "Теории праздного класса"

1899 - выход в свет "Теории праздного класса".

". . . непроизводительные виды деятельности высшего класса можно грубо разделить на следующие сферы: управление, военное дело, религия, спорт и развлечения" (с. 57 [ 33 ] ).

". . . практически весь ряд производственных видов деятельности развивается на основе того, что в обществе, находящемся на стадии варварства, попадает в разряд женской работы" (с. 60 [ 33 ] ).

". . . в процессе эволюции культуры возникновение праздного класса совпадает с зарождением собственности <...> где бы ни обнаруживался институт частной собственности, пусть даже в слаборазвитой форме, там процесс экономического развития носил характер борьбы за обладание имуществом" (с. 73-74 [ 33 ] ).

". . . демонстративное воздержание от труда становится <. . .> традиционным признаком превосходства в денежных успехах и общепринятым показателем степени заслуженного почета" (с. 85 [ 33 ] ).

". . . слово "праздный" не означает лень или неподвижность. Оно означает непроизводительное потребление времени" (с. 89 [ 33 ] ).

". . . от городского населения для демонстративного потребления (как стремления жить напоказ) требуется сравнительно большая часть дохода, чем от сельского<. . .>. В результате для поддержания приличного внешнего вида городскому населению в большей степени, чем сельскому, свойственна привычка жить впроголодь" (с. 122 [ 33 ] ).

". . . мы считаем вещи красивыми, так же как и полезными, где-то в прямой зависимости от того, насколько велика их цена" (с. 185 [ 33 ] ).

". . . наша социальная система в силу того, что она происходит от патриархального уклада прошлого, отводит женщине особую роль - демонстрировать платежеспособность ее семьи" (с. 193 [ 33 ] ).

". . . социальные институты должны меняться при изменении обстоятельств, так как они по своей природе представляют собой привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются этими изменяющимися обстоятельствами. Развитие институтов есть развитие общества" (с. 201 [ 33 ] ).

". . . эволюция общества является по сути процессом адаптации, происходящим под давлением обстоятельств в умах отдельных людей, уже больше не терпящих привычного образа мысли, сложившегося в прошлом при другом стечении обстоятельств и с ними сообразующегося" (с. 203 [ 33 ] ).

". . . институт праздного класса способствует тому, чтобы люди стали консервативными, лишая их, насколько возможно, средств к существованию" (с. 212 [ 33 ] ).

". . . ученость в воображении совсем неграмотных людей в значительной мере расценивается как близкое знакомство с оккультными силами (т.е. эзотеричность образования) <. . .> ученые слои во всех общностях являются ярыми сторонниками этикета, статуса, ношения парадных одеяний, что свидетельствует об их отношении к категории демонстративной праздности" (с. 337 [ 33 ] ).

". . . знания в области гуманитарных наук имеют тенденцию скорее понижать, чем повышать производственную эффективность общества" (с. 348 [ 33 ] ).

". . . по происхождению функция управления - хищническая, всецело присущая архаическому образу жизни праздного класса. Она заключается в осуществлении принуждения власти над населением, у которого праздный класс черпает средства к существованию".

". . . кредит нужен только современному конкурирующему бизнесу, но никак не современному производству".

< Лекция 1 || Лекция 11: 12
Нушервон Раджабов
Нушервон Раджабов

Не работает плеер, вообще не грузится. Исправьте пожалуйста ошибку с проигрывателем)

Андрей Фридман
Андрей Фридман

Добрый день подскажите, пожалуйста, как решить задачу про ренту в тесте. Не как не пойму почему формула Рента = Кол-во товара *(Цена товара - Издержки - Растояние до рынка * Транспортный тариф) не подходит ? Если я правильно понимаю, то с данными как Кол-во = 1000, Цена = 80, Издержки = 20, Растояние 8, Транспортный тариф = 0,3 - Рента должна находится как 1000*(80 - 20 - 0,3 * 8). Может я, что то упускаю - помогите если кто знает. 

Елена Игнатко
Елена Игнатко
Россия, Москва
Андрей Коротенков
Андрей Коротенков
Россия, г. Астрахань