Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 10.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 3201 / 150 | Оценка: 4.07 / 3.76 | Длительность: 20:47:00
ISBN: 978-5-9556-0107-6
Лекция 3:

Альтернативные концепции выбора цели фирмы

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >

Функция фирмы в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Однако эта глобальная цель может принимать разные формы в зависимости от того, кто именно принимает решение, какой экономический агент представляет собой функцию фирмы в каждом конкретном случае. Мы будем рассматривать последовательно разные модели поведения фирмы с учетом того, что в данной модели преобладающим является влияние того или иного субъекта. Следует отметить, однако, что поскольку на реальной фирме обычно действуют несколько экономических агентов одновременно, для нее характерно переплетение и взаимодействие различных целей, что в итоге дает разное поведение конкретной фирмы, которое выходит за рамки простых теоретических моделей.

Сделаем предварительное замечание: прибыль всегда является фактором поведения фирмы, хотя не всегда представляет собой доминирующую цель (это следует из определения фирмы). Под прибылью понимается экономическая прибыль - разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, причем в совокупные издержки включаются альтернативные издержки использования ресурсов. Таким образом, все факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательские способности - получают свое адекватное вознаграждение, а прибыль - это то, что остается после всех факторных выплат. Если фирма в явном виде преследует цель максимизации прибыли, то параметры ее поведения обозначим за единицу: Р1 и q1, где Р1 - цена, назначаемая фирмой; q1 - количество выпускаемого товара. Соответственно, если доминирующей является какая-либо другая цель, параметры поведения фирмы будут иметь индекс два: Р2 и q 2.

Фирма представляет собой взаимопереплетение отношений и интересов разного рода экономических агентов: акционеров, индивидуальных собственников, управляющих, работников, кредиторов, дебиторов. Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизации собственного благосостояния. Однако каждый из них понимает ее по-своему, в соответствии со своим местом и со своей функцией в экономической системе. Каждый из данных экономических субъектов выбирает фирму в качестве способа достижения этой специфической цели. В результате фирма начинает проводить иную политику на рынке (в отношении цены и объема сбыта), чем если бы для нее была характерна единственная цель - максимизация прибыли. Рассмотрим, как ведет себя фирма, если доминирует цель того или иного экономического агента.

Цели акционеров

  • Максимизация дивидендов

    Небольшие акционеры могут покупать акции компании только для получения дохода по ним. Следовательно, если таких акционеров на фирме достаточно много, для того, чтобы они составили доминирующее большинство, распределение прибыли будет идти преимущественно в сторону роста части, выплачиваемой в качестве дивидендов. В краткосрочном периоде это может происходить за счет перераспределения уже существующей прибыли и не отражаться ни на количестве выпускаемого товара, ни на его цене. Ситуация изменяется в долгосрочном периоде.

    При максимизации совокупной прибыли мы рассматриваем следующую функцию:

    \max П = TR - TC,
    где TR - совокупная выручка фирмы; TC - совокупные издержки фирмы.

    Выпишем условие первого порядка:

    \begin{gathered}
  \partial П/\partial q = 0 \hfill \\
  MR_1  = MC , \hfill \\ 
\end{gathered}
    где MR1 - предельная выручка, MC - предельные издержки фирмы.

    Максимизация только части прибыли, выплачиваемой в качестве дивидендов, даст такую функцию:

    \max П(div) = TR - TC - П(re),
    где П(re) - нераспределенная часть прибыли: та часть, которая возвращается в производство и не составляет дохода акционеров.

    Получаем новое условие первого порядка:

    \begin{gathered}
  \partial П(div)/\partial q = 0 \hfill \\
  MR_2  = MC + \partial П(re)/\partial q, \hfill \\ 
\end{gathered}

    Поскольку можно предположить, что нераспределенная прибыль будет увеличиваться с увеличением объема выпуска, то \partial П(re)/\partial q > 0. Тогда MR1 < MR2, и так как функция предельной выручки является невозрастающей, то q1 > q2, где индексы 1 соответствуют состоянию дел при максимизации прибыли, а индексы 2 - при максимизации дивидендов. Таким образом, нацеленная на максимизацию дивидендов фирма будет производить излишне мало продукции, поскольку сокращение совокупного выпуска она компенсирует ростом цены.

  • Оптимизация эффекта дохода и эффекта цены

    Если акционеры фирмы являются одновременно и покупателями ее продукции (как, например, в случае выпуска товаров потребительского назначения или продуктов питания), то поведение акционеров зависит от двух факторов. С одной стороны, являясь собственниками, акционеры стремятся к увеличению дивидендов, которые представляют собой их доход, что достижимо при росте цены товара (эффект дохода). С другой стороны, как покупатели данного товара они стремятся к сокращению цены, поскольку это дает возможность купить больший объем товара (эффект цены). Таким образом, интересы максимизации прибыли приходят в противоречие с интересами покупателей. Совокупный результат не соответствует точки максимума прибыли, а оптимизирует благосостояние акционеров как собственников и как покупателей. Соответственно и объем выпуска будет отличаться от выпуска, максимизирующего прибыль: если эффект цены преобладает, то фирма будет производить слишком много данного товара и продавать его по более низким ценам; если эффект дохода преобладает, то фирма будет производить слишком мало товара и продавать его по очень высоким ценам.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123456 || Лекция 4 >
Дмитрий Лямин
Дмитрий Лямин
Анна Корнева
Анна Корнева

Подскажите, пожалуйста, помимо самого обучения 1 руб. и отправки диплома по почте (за пересылку), ещё нужно платить за оформление самого диплома или удостоверения?

Ирина Курамшина
Ирина Курамшина
Россия, Москва, МГУ имени Ломоносова, 1999