Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 10.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 3201 / 150 | Оценка: 4.07 / 3.76 | Длительность: 20:47:00
ISBN: 978-5-9556-0107-6
Лекция 4:

Поведение фирмы на товарных рынках

Ключевые слова: прибыль, продажа, однородные товары, ПО, ценополучатель, Монопсония, равновесная цена, доминирующая фирма, конкурентное окружение, картель, минимально эффективный выпуск, структура рынка, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, ANCS, экономическая прибыль, состязательные, квазиконкурентные рынки, Безрисковые активы, AVC, внутренняя стоимость, восстановительная стоимость, альтернативные издержки, concentrator, barrier, ценовая война, ограничение по мощности, чистая стратегия, lean, асимметрия информации, ценовая дискриминация, стратегия "курка", кооперативное поведение, молчаливый сговор, потенциальный конкурент, внешний эффект, Издержки поиска, обнаружение нарушений, ставка процента, укоренившаяся фирма, фирма, необратимые издержки, сдерживание входа, предоставление входа, затраты, обязательство (агрессивного поведения), вытеснение, ущерб, издержки переключения, стратегическое поведение, стратегическое инвестирование, Повышение издержек конкурентов, ограничивающее ценообразование, хищническое ценообразование, дерево игры, эффект масштаба, парадокс сети магазинов, слияния и поглощения, враждебное поглощение, устойчивость, синергия, оппортунистическое поведение, общий риск, доминирующее положение, homogeneous, cупер-игра

После того, как были проанализированы различные методы целеполагания современной фирмы, следует непосредственно исследовать поведение фирмы. Ранее мы установили, что прибыль является объединяющей основой всех экономических агентов внутри фирмы и стабилизирующим началом экономической системы в целом. Теперь, если иное не будет оговорено специально, в качестве основного мотива фирмы будем понимать ее стремление к максимизации прибыли. Рассмотрим, каким образом фирмы взаимодействуют на товарных рынках.

Типы рыночных структур

Под рынком понимается производство и продажа однородного товара, то есть товара (или товарной группы), не имеющего близкого субститута. Наличие близкого субститута (товара-заменителя) определяется по значению перекрестной ценовой эластичности. Если для товаров из ближайших товарных групп \left| {E_{XY} } \right| < 1, то эти товары не будут близкими субститутами данного продукта. Следовательно, производители и продавцы данного продукта могут рассматриваться в качестве обособленного рынка.

При определении продуктовых границ товарного рынка возможно использование любых достоверных официальных источников информации о характеристиках товара и его свойствах, позволяющих определить степень удовлетворения определенной потребности. Такими источниками могут быть:

  • классификаторы продукции, услуг, видов деятельности;
  • товарные словари;
  • ГОСТы на соответствующие виды продукции;
  • данные товароведческой экспертизы.

Однако следует заметить, что подход к использованию отраслевых классификаторов не может быть формальным. Зачастую товары - близкие заменители производятся предприятиями, принадлежащими к различным отраслям промышленности. (Примером является производство оборонными предприятиями СССР товаров "ширпотреба".) И наоборот, товары, принадлежащие к одной промышленной группе, предназначены для разных групп потребителей и имеют принципиально разные продуктовые границы. (Группировка "код ОКП 025000" объединяет товары под общим названием "Нефтепродукты": бензины, керосины, дизельное топливо, мазут, масла и т.д.) Полагая далее понятия "отрасль" и "рынок" идентичными, отметим все же, что отрасль группирует предприятия по производственному принципу, тогда как рынок - по общности потребительских свойств и спроса.

Структура товарного рынка определяет поведение фирмы, характер ее взаимодействия с другими участниками рынка. Традиционно главным критерием классификации взаимодействия фирм служит степень конкуренции на рынке. Обычно выделяют три большие категории рынков: рынок совершенной конкуренции с максимальной степенью конкурентных взаимодействий, его противоположность - рынок монополии с минимальной степенью конкуренции (отсутствием таковой) и рынок несовершенной конкуренции (где конкуренция присутствует, но ее действие искажается поведением тех или иных экономических агентов). Рассмотрим названные категории более детально.

1. Совершенная конкуренция

Конкуренция как экономический процесс предусматривает такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на каком-либо товарном рынке. Наибольшую эффективность с этой точки зрения дает совершенная конкуренция.

К признакам рынка совершенной конкуренции относятся:

  • наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей, так что крупнейшая фирма отрасли производит незначительный объем продаж;
  • максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах, так что все экономические агенты обладают полным знанием экономических параметров рынка;
  • свободный вход на рынок и выход с него - наличие высокой степени мобильности ресурсов между отраслями экономики;
  • однородность продаваемой продукции;
  • отсутствие значимого влияния на рыночную цену со стороны продавцов или покупателей.

На рынках совершенной конкуренции наблюдается самая высокая степень независимости поведения экономических агентов друг от друга, абсолютная эластичность спроса на товар для отдельного продавца и абсолютная эластичность предложения товара для отдельного покупателя. (Такие кривые спроса и предложения для отдельных рыночных субъектов представляют собой прямые линии, параллельные горизонтальной оси.) В этих условиях взаимодействие фирм характеризуется как конкурентное поведение.

Конкурентное поведение предусматривает, что рынок полностью определяет параметры поведения фирмы (важнейший из них - цена). Фирма целиком подчиняется рынку, является ценополучателем. Степень влияния фирмы на рынок минимальна (или равна нулю). Взаимодействие фирм- ценополучателей дает самую высокую степень конкуренции. Однако, с другой стороны, здесь нельзя говорить в строгом смысле о взаимодействии фирм, так как фирмы пассивно реагируют на изменения окружающей экономической среды.

Совершенно конкурентный рынок предусматривает достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров (непроданной продукции) - с другой.

На практике совершенно конкурентные рынки встречаются довольно редко. К ним можно отнести рынки некоторых биржевых товаров, а также взаимодействия мелких фирм на региональных или локальных рынках.

2. Монополия

Монопольный рынок характеризуется:

  • наличием одного производителя-продавца (монополия) или одного покупателя (монопсония) данного товара;
  • наличием высоких (запрещающих) барьеров входа, как правило, практически непреодолимых.

Монопольный рынок позволяет фирме назначать самую высокую цену по сравнению с другими рыночными структурами и, соответственно, получать самую большую прибыль. При монополии наблюдается наибольшее сокращение выпуска отрасли по сравнению с состоянием рынка совершенной конкуренции.

Равновесие монополии наблюдается там, где предельная выручка от продажи товара оказывается равной предельным издержкам его производства: MR = МС.

Монополия не устанавливает цену произвольно: условие равенства предельных показателей (дополнительных показателей на единицу продукции) определяет объем производства и продаж монополиста, а рыночная цена задается в зависимости от эластичности спроса на данном рынке.

Рынок чистой монополии также относительно редко встречается в реальности. Однако монопольные эффекты в виде сокращения производства и роста цены могут встречаться в разных отраслях как временное или достаточно длительное явление.

Дмитрий Лямин
Дмитрий Лямин
Анна Корнева
Анна Корнева

Подскажите, пожалуйста, помимо самого обучения 1 руб. и отправки диплома по почте (за пересылку), ещё нужно платить за оформление самого диплома или удостоверения?

Ирина Курамшина
Ирина Курамшина
Россия, Москва, МГУ имени Ломоносова, 1999