Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 10.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 3201 / 150 | Оценка: 4.07 / 3.76 | Длительность: 20:47:00
ISBN: 978-5-9556-0107-6
Лекция 5:

Поведение фирмы на рынке труда

< Лекция 4 || Лекция 5: 123456 || Лекция 6 >

Анализ поведения фирмы на товарном рынке, ее взаимодействия с конкурентами позволил получить представление о принципиальной основе деятельности фирмы в окружающей ее экономической среде. Теперь следует остановиться на том, каким образом фирма реализует себя на особом рынке - рынке труда, где она нанимает работников, которые и будут осуществлять процесс производства ее товара. Необходимо ответить на вопросы: почему фирма привлекает именно данное количество труда, почему она может (или вынуждена) платить каждому работнику определенную заработную плату, каким образом рынок готового продукта оказывает влияние на рынок труда?

Труд является специфическим товаром, и потому рынок труда обладает рядом черт, которые отличают данный вид рынка от всех прочих. К таким чертам относятся особенности формирования спроса на труд и предложения труда. Рассмотрим подробнее, каким образом проявляется специфика каждой стороны рынка труда.

Особенности спроса на труд

Вначале следует отметить, что спрос на труд предъявляют фирмы, то есть институциональные образования, а не отдельные индивиды. Поэтому особенности поведения и целеполагания фирмы играют здесь доминирующую роль.

Спрос на труд представляет собой производный спрос от спроса на товар, выпускаемый фирмой, поскольку экономика нацелена прежде всего на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а работа в этих условиях выступает только как средство достижения этого. Поэтому существует сильная зависимость между количеством и качеством товара, на который предъявляют спрос конечные потребители, и тем количеством и качеством труда, которое нанимает фирма. Такое переплетение двух рынков дает особые механизмы реализации рыночных структур.

Формирование спроса на труд подчинено главной цели фирмы - минимизировать издержки. Следовательно, соотношение количества нанимаемого труда и его денежная оплата относительно количества и денежной оплаты других факторов производства будут такими, чтобы совокупные издержки фирмы при этом оказались по возможности минимальными при данном выпуске. Другими словами, необходимо, чтобы используемые труд и другие ресурсы обеспечивали по крайней мере минимально эффективный выпуск.

Реализация спроса на труд предоставляет денежный доход работникам, служит для них источником получения других товаров и услуг, основой воспроизводства рабочей силы общества. Поэтому формирование спроса на труд является социальным вопросом, затрагивает проблему доходов и входит в сферу влияния экономической политики правительства. Это в свою очередь накладывает дополнительные ограничения на параметры поведения фирмы на рынке труда.

Формирование спроса на труд

Итак, мы видим, что спрос на труд представляет собой сложную социально-экономическую функцию современного общества, зависимую от многих переменных. Проанализируем подробнее, что определяет спрос на труд.

Во-первых, поскольку главным фактором рынка труда является спрос на готовый товар, именно предельный продукт труда оказывает влияние на количество труда, которое наймет фирма. Предельный продукт труда - это дополнительный объем выпуска, полученный при использовании дополнительной единицы труда, когда объемы остальных факторов производства остаются фиксированными. Предельный продукт труда вычисляется как частная производная совокупного продукта по объему нанимаемого труда:

MP_L  = \partial TPL/\partial L,
где MPL - предельный продукт труда ; TPL - совокупный продукт труда при фиксированных объемах других ресурсов; L - объем нанимаемого труда.

Во-вторых, рынок товара воздействует на формирование спроса на труд посредством цены продукта ( Р ).

Два этих фактора в совокупности выражают доходность предельного продукта (денежную форму предельного продукта ):

MRP_L  = MP_L *P.

Фирма ориентируется на доходность предельного продукта при определении численности занятых: важна не только физическая производительность работников, но и предельная доходность продаж на рынке, то есть какова рыночная цена готового товара. Таким образом, спрос фирмы на труд представляет собой доходность предельного продукта труда:

D_L  = MPR_L .

Поскольку предельная производительность фактора имеет тенденцию убывать с ростом объема его использования, то при прочих равных условиях (фиксированных объемах других факторов производства, постоянстве цены товара, и т.д.) кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон. С увеличением числа нанимаемых работников падает их предельная производительность, следовательно, фирма будет готова платить дополнительному работнику меньшую заработную плату (рис. 4.1).

Спрос на труд

Рис. 4.1. Спрос на труд

Факторы спроса на труд

Рассмотрим теперь факторы, которые оказывают влияние на спрос на труд.

  • Спрос на продукт

    Ранее было отмечено, что между спросом на труд и спросом на продукт существует прямая зависимость. Рост спроса на продукт ведет к увеличению спроса на занятый в данном производстве вид труда. Это объясняется тем, что при увеличении сбыта продукта фирма получает дополнительную выручку, часть которой она может использовать для найма дополнительного числа работников и тем самым расширить производство данного товара.

  • Изменение производительности труда

    Между спросом фирмы на труд и производительностью этого труда также существует прямая зависимость. Чем более производительным в среднем являются работники данной сферы занятости, тем (при прочих равных условиях) больше спрос на них, так как более высокая производительность означает большую величину предельного продукта труда, что в свою очередь ведет к увеличению выручки фирмы.

    Рост производительности труда зависит от:

    1. количества других факторов, используемых в производстве вместе с трудом;
    2. технологических усовершенствований, применяемых в производстве;
    3. качества используемого труда.

    Во всех трех случаях наблюдается прямая зависимость: чем большее количество дополнительных факторов и технологических нововведений используется в производстве и чем выше качество труда (то есть его образование, профессиональные навыки, опыт), тем выше и его производительность.

  • Цена ресурсозаменителей

    Цена ресурсозаменителей данного вида труда (это может быть как капитал, так и другие виды труда) прямым образом влияет на спрос на труд. Рост цены заменяющего ресурса ведет к снижению спроса на этот заменяемый ресурс и к увеличению спроса на данный ресурс (труд).

  • Цена взаимодополняющего ресурса

    Цена взаимодополняющего ресурса (как другого вида труда, так и капитала) оказывает обратное влияние на спрос на труд. Рост цены дополняющего ресурса ведет к снижению спроса на него и, как следствие, к снижению спроса на труд, который применяется вместе с данным ресурсом.

< Лекция 4 || Лекция 5: 123456 || Лекция 6 >
Дмитрий Лямин
Дмитрий Лямин
Анна Корнева
Анна Корнева

Подскажите, пожалуйста, помимо самого обучения 1 руб. и отправки диплома по почте (за пересылку), ещё нужно платить за оформление самого диплома или удостоверения?

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио