Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 10.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 3201 / 150 | Оценка: 4.07 / 3.76 | Длительность: 20:47:00
ISBN: 978-5-9556-0107-6
Лекция 2:

Что такое фирма: роль и место фирмы в экономической системе

< Лекция 1 || Лекция 2: 123456 || Лекция 3 >

Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов сформулированы в ее признаках.

Признаки фирмы

  1. Фирма представляет собой первичную единицу бизнеса.

    Фирма — это такой агент, который выполняет функцию производства в промышленном масштабе.

  2. Фирма является самостоятельным экономическим агентом.

    Самостоятельность фирмы понимается как:

    • юридическая независимость (фирма представляет собой юридическое лицо со своим расчетным счетом в банке, зарегистрированное в органах государственного управления);
    • организационная обособленность (фирма как целостная единица никому более не подчинена);
    • производственная и финансовая свобода (фирма сама решает, что производить, где производить, как производить и каким образом распределять полученный результат).

    Самостоятельность фирмы выражается в особом наименовании фирмы — ее торговой марке.

  3. Фирма выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг.

    При этом под товарами и услугами понимаются исключительно экономические блага, то есть такие объекты, которых недостаточно для обеспечения потребности всех желающих при нулевой цене. Именно недостаточность благ для полного обеспечения потребности общества составляет основу обмена, рыночного взаимодействия, поддержка которого в его воспроизводственной части и осуществляется фирмой. Другими словами, фирма — это инструмент альтернативного распределения ресурсов в экономике между конкурирующими возможностями их использования.

  4. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли, т.е. разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками.

    Согласно данному критерию, некоммерческие организации - учреждения, доходы которых изначально предполагаются в размерах, только покрывающих их издержки, - не рассматриваются в качестве фирм, так как для них характерны несколько иные стереотипы поведения в экономике. Предполагается, что прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы, либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

Основные концепции фирмы

Фирма представляет собой определенную экономическую целостность. В то же время фирма - это сложное образование. Многообразие сторон фирмы предопределяет многообразие подходов к анализу фирмы и, следовательно, разнообразие ее возможных целей. Поэтому фирма может рассматриваться с разных точек зрения. Каждый аспект, подход к фирме выделяет какую-либо одну ее сторону, так что в целом более глубоким становится понятие такого многопланового явления, каким является фирма. Рассмотрим три основные концепции определения фирмы: технологическую, контрактную, стратегическую.

1. Технологическая концепция фирмы

Этот подход традиционно рассматривается в качестве основного для микроэкономического анализа, а также лежит в основе множества современных исследований поведения фирмы.

Согласно этому подходу фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки фирмы в сопоставлении с величиной отраслевого спроса определяют минимально эффективный размер фирмы. Чем больше минимально эффективный размер фирмы по сравнению с емкостью рынка, тем меньшее число фирм является эффективным с технологической точки зрения для данной отрасли.

Динамика издержек (формы кривых издержек) определяют технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы.

Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов) - с другой.

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба - степенью субаддитивности издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм:

\sum {C(q_i )}  > C(Sq_i ),
где \sum {C(q_i )} - совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств; C(Sq_i ) - совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.

Мы можем говорить о двух независимых трактовках эффекта масштаба. Обычно имеют в виду положительный эффект масштаба - снижение средних издержек производства по мере роста общего объема выпуска, причем речь может идти о производстве фирмой одного или нескольких товаров. Показатель положительного эффекта масштаба S > 1.

Для производства единственного продукта:

S = \frac{{AC(q)}}{{MC(q)}}

Для производства i = 1, ..., N продуктов:

S = \frac{{C(q)}}
{{\sum {q_i \frac{{\partial C}}
{{\partial q_i }}} }}

Кроме того, если рассматривается производство нескольких товаров, может наблюдаться положительный эффект разнообразия - сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы. Показатель положительного эффекта от разнообразия SC > 0.

Для производства двух продуктов:

SC = \frac{{C(q_1 ,0) + C(0,q_2 ) - C(q_1 ,q_2 )}}
{{C(q_1 ,q_2 )}}

Понятие субаддитивности издержек, необходимое при определении масштабов роста фирмы, позволяет ответить, с точки зрения технологии, на вопрос, почему экономика в целом и даже отдельная отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Горизонтальный рост фирмы приостанавливается в результате сокращения степени субаддитивности издержек. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства является технологической границей фирмы. Преодоление растущих средних издержек в рамках одной и той же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы. Этот вопрос будет подробнее рассмотрен ниже.

Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: степень покупки или производства товаров и услуг последовательных стадий производственного процесса внутри или вне фирмы. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке:

C(q_1 ,0) + C(0,q_2 ) > C(q_1 ,q_2 ).
где q1 и q2 — товары последовательных стадий производственного процесса.

Соответственно, уменьшение степени субаддитивности издержек ведет к приостановлению вертикального роста фирмы. В таком случае вертикальный рост фирмы может достигаться за счет развития особого рода вертикальных отношений франчайзингового типа, когда вертикальные подразделения, так же как и ранее горизонтальные, становятся относительно самостоятельными, связанными с головной фирмой контрактными отношениями.

Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.

< Лекция 1 || Лекция 2: 123456 || Лекция 3 >
Дмитрий Лямин
Дмитрий Лямин
Анна Корнева
Анна Корнева

Подскажите, пожалуйста, помимо самого обучения 1 руб. и отправки диплома по почте (за пересылку), ещё нужно платить за оформление самого диплома или удостоверения?

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио