| Россия |
Множества
Множества
Основные понятия и обозначения, связанные с множествами и операциями над ними:
-
Множества состоят из элементов.
Запись
означает, что
является элементом
множества
. - Говорят, что множество
является подмножеством
множества
(запись:
),
если все элементы
являются элементами
. - Множества
и
равны
(запись:
), если они
содержат одни и те же элементы (другими словами, если
и
). - Если
- подмножество
, не равное
всему
, то
называют собственным подмножеством
(запись:
). -
Пустое
множество
не содержит ни одного
элемента и является подмножеством любого множества. -
Пересечение
двух множеств
и
состоит из элементов, которые принадлежат обоим множествам
и
. Это записывают так:(читается: множество таких
, что
). -
Объединение
состоит из элементов, которые
принадлежат хотя
бы одному из множеств
и
:
-
Разность
состоит из элементов, которые
принадлежат
, но
не принадлежат
:Если множество
является подмножеством
множества
, разность
называют также дополнением
до
. -
Симметрическая разность
состоит из
элементов, которые принадлежат ровно одному из множеств
и
:
- Через
обозначается
множество, которое содержит элементы
,
,
и не содержит других.
Если среди
,
,
есть равные,
оно может содержать один
или два элемента. Подобное
обозначение используется и в менее формальных ситуациях:
множество членов последовательности
обозначается
или даже
. Более
аккуратная запись для
того же множества такова:
, где
- множество натуральных чисел
.
Понятие множества появилось в математике сравнительно недавно, в
конце 19-го века, в связи с работами Кантора
(сравнение
мощностей множеств), о которых пойдет речь дальше.
Некоторое время назад этот язык пытались внедрить в школьное преподавание,
объясняя ученикам, что у уравнения
есть множество
решений (впрочем, пустое), что множество решений системы
уравнений есть пересечение множеств решений каждого из них (а
для "совокупности" уравнений - объединение), что в
множестве
не три элемента, а два, и оно равно
множеству
, что
,
и
- это три совершенно разных
множества и т.д. Но все равно большинство школьников так и не
поняло, почему множество решений уравнения
можно
записывать как
, а множество решений уравнения
нельзя записывать как
(а
надо писать
). Отметим кстати еще два расхождения: в школе
натуральные числа начинаются с единицы, а в некоторых
книжках - с нуля (мы тоже будем называть нуль натуральным
числом). Кроме того, иногда вместо
пишут
,
используя
для собственных подмножеств (вместо
нашего
).
Мы предполагаем, что перечисленные выше основные понятия теории множеств более или менее вам знакомы, и будем достаточно свободно ими пользоваться. Вот несколько задач для самоконтроля; надеемся, что большинство из них не представит для вас большого труда.
1.Старейший математик среди шахматистов и старейший шахматист среди математиков - это один или тот же человек или (возможно) разные?
2. Лучший математик среди шахматистов и лучший шахматист среди математиков - это один или тот же человек или (возможно) разные?
3. Каждый десятый математик - шахматист, а каждый шестой шахматист - математик. Кого больше - математиков или шахматистов - и во сколько раз?
4. Существуют ли такие множества
,
и
,
что
,
и
?
5. Какие из равенств
(а)
;
(б)
;
(в)
;
(г)
;
(д)
;
(е)
верны для любых множеств
?
6. Проведите подробное доказательство верных равенств предыдущей
задачи, исходя из определений. (Докажем, что множества в левой и
правой частях равны. Пусть
- любой элемент левой части
равенства. Тогда... Поэтому
входит в правую часть.
Обратно, пусть...) Приведите контрпримеры к неверным
равенствам.
7. Докажите, что симметрическая разность ассоциативна:
для любых
,
и
. (Указание: сложение
по модулю
ассоциативно.)
8. Докажите, что
для любых
множеств
и
.
9.Докажите, что если какое-то равенство (содержащее переменные для
множеств и операции
,
,
) неверно, то можно
найти контрпример к нему, в котором множества пусты или состоят
из одного элемента.
10. Сколько различных выражений для множеств можно составить из
переменных
и
с помощью (многократно используемых)
операций пересечения, объединения и разности? (Два выражения
считаются одинаковыми, если они равны при любых значениях
переменных.) Тот же вопрос для трех множеств и для
множеств.
(Ответ в общем случае:
.)
11. Тот же вопрос, если используются только операции
и
.
(Для двух и трех переменных это число несложно подсчитать,
но общей формулы для
переменных не известно. Эту
задачу называют также задачей о
числе монотонных булевых функций
от
аргументов.)
12. Сколько существует подмножеств у
- элементного множества?
13. Пусть множество
содержит
элементов, а его
подмножество
содержит
элементов. Сколько
существует
множеств
, для которых
?
14. Множество
содержит
элементов. В нем выделено
подмножеств,
причем ни одно из них не является подмножеством
другого. Каково может быть максимальное значение числа
?
(Указание. Максимум достигается, когда все подмножества имеют
по
элементов. В самом деле, представим себе, что мы начинаем
с пустого множества и добавляем по одному элементу, пока не получится
множество
. В ходе такого процесса может появиться не
более одного выделенного множества; с другой стороны, можно
подсчитать математическое ожидание числа выделенных множеств по
линейности; вероятность пройти через данное множество
минимальна, когда
содержит
элементов,
поскольку все множества данного размера равновероятны.)