Опубликован: 14.08.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 881 / 20 | Оценка: 5.00 / 5.00 | Длительность: 09:59:00
Специальности: Программист
Лекция 2:

Психология компьютерных игр, феномен мобильных игр

< Лекция 1 || Лекция 2: 123 || Лекция 3 >
Аннотация: В этой лекции мы поговорим о жанрах компьютерных игр, о том, как сделать игру интересной, проанализируем так называемые "культовые" игры, рассмотрим феномен мобильных игр.

Цель лекции: ознакомиться с классификацией компьютерных игр

2.1. Жанры компьютерных игр, анализ ведущих представителей жанров

Жанры компьютерных игр, с одной стороны, имеют достаточно четкие границы, но с другой – нередко довольно сложно классифицировать ту или иную игру в пределах какого-то одного жанра. В некоторых играх жанры переплетаются, некоторые игры создают собственные жанры и вызывают подражание. Рассмотрим жанры компьютерных игр через анализ так называемых культовых игр.

Среди игр всех времен выделяются так называемые культовые игры. Обычно эти игры приобретают миллионы поклонников, создатели таких игр нередко становятся миллионерами. Как правило, игры такого рода очень медленно стареют – например, сегодня многие люди с удовольствием играют в игры десятилетней давности.

Игры эволюционировали вместе с аппаратными возможностями игровых устройств, технологиями программирования, новыми идеями. Нельзя сказать, что успех игры зависит лишь от ее графической составляющей, от мастерства программистов, или от удачной идеи. Но, как правило, игры, которые можно отнести к разряду культовых – игры, в которые играли и играют миллионы людей по всему миру, сочетают в себе все перечисленное и еще что-то такое, что не поддается описанию.

Сейчас мы рассмотрим различные игры, которые волновали и волнуют геймеров всего мира, а заодно проследим эволюцию этих игр.

Культовые игры: какие они?

Какую игру можно считать культовой? На этот вопрос можно смотреть с разных точек зрения. Если рассматривать "культовость" игры в рамках отдельного человека – геймера, то это – игра, в которую любит играть этот человек – независимо от того, играет ли в нее еще кто-нибудь кроме него. Это очень узкий подход, но, как правило, если игра очень нравится кому-нибудь, то в мире найдется еще несколько миллионов человек, которым она так же по душе.

Существует статистика количества проданных копий видеоигр – по ней можно очень точно понять, какие игры нравятся людям – причем, эта статистика не включает в себя пиратские копии (пиратство – очень распространенное явление, особенно – среди компьютерных программ) – видимо, по лучшим играм количество игроков может в несколько раз превосходить количество проданных экземпляров. В то же время есть игры, которые популярны лишь в узких кругах геймеров, однако эти игры так же можно отнести к разряду культовых.

Лучшие игры не стареют – взять тот же Pac Man, вышедший более 30 лет назад – в него играли раньше и продолжают играть сегодня. Некоторые игры вытесняются из массового сознания геймеров новыми, однако тот, кто когда-то "подсел" на какую-нибудь игру, буквально сжился с ней после долгих месяцев (или лет) – он вряд ли забудет ее, даже если на прилавках появится программа, на десятилетие опережающая его любимую игрушку.

Скорее всего, такой геймер все же будет играть в новые игры, но старую он не оставит никогда, продлевая таким образом дни ее жизни. В качестве яркого примера такой игры можно назвать Duke Nukem 3D.

Как правило, наиболее успешные игры и их продолжения портируются на разные платформы (да и об эмуляторах забывать не стоит – с их помощью на обычном ПК или КПК вы сможете поиграть практически во все лучшие игры для любых игровых устройств), поэтому мы не будем подробно останавливаться на том, для какого устройства была написана та или иная игра.

2.2. Основные виды игр

Сейчас мы рассмотрим основные виды игр и наиболее значимых представителей каждого вида.

Platformers

Platformers (платформенные игры или платформеры) это игры, где герой путешествует по игровому миру, переходя с платформы на платформу – прыгая над пропастями, переплывая реки, карабкаясь на стены и попутно сражаясь со злодеями. Изначально платформеры – это двумерные игры с видом сбоку. Например, к таким играм относятся Sonic the Hedgehog и Mario.

В то же время, есть и трехмерные платформеры – например – известная игра Tomb Raider, да и трехмерные Sonic Adventures и Mario 64 тоже популярны.

Среди известных платформеров можно отметить такие игры, как Super Mario Bros., Metroid, Sonic the Hedgehog, Mega Man, Donkey Kong, Contra, Lode Runner, Spyro the Dragon, Prince of Persia.

Эволюция культовых платформеров шла по пути совершенствования графики и расширения игровых сюжетов благодаря новым возможностям оборудования.

Mario

Mario – герой одноименной игры-платформера – это талисман компании Nintendo уже больше 25 лет. Первая игра с участием легендарного Mario появилась в 1981 году – она называлась Donkey Kong и Mario выступал в ней в качестве героя, борющегося против главного злодея игры – Donkey Kong’а. Персонаж оказался интересным – и в 1983 году появилась игра Mario Bros. – там Mario впервые выступал в качестве главного героя. С тех пор и до нашего времени Mario регулярно появляется в новых играх Nintendo. Например, одна из последних версия игры с Mario – это Super Paper Mario для консоли Wii.

Всего, по статистике, продано более 190 миллионов копий игр с участием Mario. Серия этих игр является одной из наиболее успешных серий, а сам Mario стал одним из самых узнаваемых игровых персонажей в мире. В 1993 году вышел первый фильм (Super Mario Bros.), основанный на видеоигре – главным героем фильма стал, как вы уже, наверное, догадались – Mario.

Еще одна популярная игра в том же платформенном стиле – это Sonic the Hedgehog.

Sonic the Hedgehog

Первая игра Sonic the Hedgehog была выпущена для игровой приставки Sega Mega Drive в 1991 году. С тех пор ежик Sonic стал одним из самых известных персонажей фирмы Sega. Игры с участием Sonic’а выходят и по сей день – например – последняя игра серии Sonic and the Secret Rings для игровой консоли Wii, которая выпущена в 2007 году.

Первая игра серии, по всей видимости, снискала популярность из-за уникальных игровых характеристик героя и игрового мира. В частности, она добавила в платформенные игры понятие скорости – игра стала динамичнее. Герой мог атаковать врагов новым способом – сталкиваясь с ними. До этого были распространены другие методы атаки – стрельба во врагов, прыжки им на голову. Столкновение героя с врагом обычно означало потерю одной из жизней. А ежик мог сворачиваться и катиться, сбивая всех на своем пути. В процессе игры персонаж собирал золотые колечки, которые наряду с самим Sonic’ом стали одной из запоминающихся деталей игры.

Теперь на очереди игры, которые уже много лет находятся на пике популярности.

Action

Action (в русском варианте этот жанр называется экшн) – это игровой жанр, который интересен тем, что игрок в ходе игрового процесса должен постоянно что-то делать. Наиболее популярное занятие в таких играх – это уничтожение врагов. А наиболее популярным видом экшенов стали так называемые шутеры, или, по-русски – стрелялки.

Shooters

Шутеры стали популярным уже очень давно. Типичный сценарий такой игры прост – вы управляете каким-либо механизмом (или героем), блуждаете по игровому миру (или перемещаетесь в ограниченных пределах) и уничтожаете полчища врагов.

Space Invaders

Игра Space Invaders, которая относится к жанру Scrolling Shooters (скроллинговые шутеры) была разработана в 1978 году компанией Taito Corporations. Существует множество вариаций этой игры – в частности, одна из них она известна под названием Galaxian. В основном именно Galaxian (она появилась в 1979) стала прообразом всех игр на тему Space Invaders.

Сюжет игры прост – вы управляете лазерной пушкой и отбиваетесь от атаки космических пришельцев, которые хотят высадиться на Землю. Чем больше пришельцев вы уничтожите – тем быстрее они будут двигаться и тем ниже появляться. К тому же зловредные пришельцы бомбят игрока, а иногда (правда, это относится не к классической Space Invaders, а к Galaxian) даже, как камикадзе, бросаются на него чтобы ценой своей жизни уничтожить защитника планеты.

Несмотря на простоту, игра, практически сразу после выхода, буквально завоевала мир. Есть мнение, что это произошло отчасти потому, что в то время многие были увлечены идеей научно-фантастичекой эпопеи "Звездные войны" (Star Wars), и вовремя появившаяся игра на сходную тему позволяла всем желающим почувствовать себя в гуще "звездных" событий.

Огромнейшая популярность Space Invaders привела, во-первых, к тому, что разработчики поняли, насколько прибыльной и успешной может быть игра (это подстегнуло разработку новых игр), а так же к первым выступлениям противников видеоигр, которые говорили о пагубном воздействии игр на детскую психику.

У Space Invaders было одно интересное преимущество перед другими играми – игра заканчивалась не по прошествии определенного времени, как это было с другими играми, а лишь после того, как игрок терял все жизни. С учетом того, что в те времена основным игровым устройством был платный игровой автомат, это было существенным преимуществом. Есть статистика рекордов, набранных в этой игре – максимальный рекорд в 1114020 очков был поставлен за 38 часов 30 минут игры.

First Person Shooters

FPS – или First Person Shooters – то есть "стрелялки от первого лица" - это игры, которые уже много лет находятся в состоянии постоянного совершенствования и развития. Как правило, в такой игре популярен вид из глаз героя – вы видите игровой мир так, как видит его герой.

Трехмерный мир в таких играх очень важен – поэтому первые заметные FPS появились в начале 1990-х годов с развитием трехмерной игровой графики. В частности, первой заметной игрой в таком стиле стал – Wolfenstein 3D. Среди других известных 3D FPS можно отметить Doom, Duke Nukem 3D, Quake, Half-Life, Unreal, Far Cry, Counter-Strike, Postal, Halo, Medal of Honor, Call of Duty, Battlefield.

Doom

До 1996 года все 3D FPS-игры называли просто: "Doom-like" - то есть игры, сделанные по типу Doom’а. Эту игру иногда называют игрой №1 всех времен и народов. Действительно, принципы, заложенные Doom’ом, актуальны и сегодня. Кстати, и сам Doom все еще жив – последняя версия игры – Doom 3 славится не только увлекательным геймплеем, но и высокой требовательностью к ресурсам системы.

Doom изначально выпускался как компьютерная игра – его первая версия, созданная id Software, увидела свет в 1993 году. Она имела все признаки современных FPS – поэтому несложно понять, почему игра вызвала такой невероятный интерес в те далекие времена. Видимо, популярности Doom’а способствовал и тот факт, что игра распространялась на условиях Shareware (то есть бесплатно) – за два года ее скопировали около 10 миллионов человек. К тому же, Doom позволял создавать пользовательские расширения, поддерживал сетевую многопользовательскую игру.

Postal

Игры, подобные Doom, вызвали множество критики – причиной тому стала жестокость таких игр, которая, по мнению критикующих, может спровоцировать жестокость игроков в реальном мире. Кстати, среди FPS-игр есть немало игр, запрещенных в некоторых странах. Как правило, агрессия в большинстве игр направлена на отрицательных персонажей, но некоторые игры "выворачивают наизнанку" идею доброго героя, который борется с монстрами – например, серия игр Postal, где вам предлагается играть роль маньяка, который охотится за мирными жителями.

Совсем другое дело – Duke Nukem 3D там герой честно отрабатывает свою роль, уничтожая полчища чудовищ из всех видов оружия.

< Лекция 1 || Лекция 2: 123 || Лекция 3 >
Гулич Анна
Гулич Анна
Невозможно пройти тесты, в окне с вопросами пусто