Опубликован: 23.12.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 688 / 90 | Длительность: 30:13:00
Лекция 6:

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг). Анализ инвестиционных проектов в условиях риска

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

6.1. Значение, задачи и источники информации для анализа

В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является одним из важных качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов - основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.

Показатель себестоимости представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В уровне себестоимости отражаются экономические, научно-технические, социальные и природоохранные факторы развития предприятия.

Основные задачи анализа себестоимости продукции предприятия сводятся к следующему:

  • оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
  • определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
  • оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий;
  • выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

Источниками информации для анализа себестоимости продукции служат плановые расчеты, формы № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", № 5-з "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", № 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности". Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчетные калькуляции по важнейшим изделиям, регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера), данные о нормах и нормативах, содержащиеся в технологических картах и спецификациях, и др.

Для эффективного управления затратами необходимо использовать экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности продукции. Рассмотрим основные признаки классификации затрат в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Классификация затрат по определенным признакам
№ п/п Признак классификации Виды затрат
1 По принятию управленческих решений Явные и альтернативные
2 По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
3 По способу отнесения на отдельные виды продукции Прямые и косвенные (непрямые)
4 По отношению к объему производства и реализации продукции Переменные и постоянные
5 По времени возникновения Текущие, будущего периода и предстоящие
6 По калькуляционным признакам По элементам затрат и по статьям калькуляции
7 Для осуществления контроля По местам формирования и центрам ответственности

Явные затраты - это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при осуществлении производственной и коммерческой деятельности.

Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными. Они означают улучшенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации машин и оборудования и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов.

Основные затраты в зарубежной литературе называются затратами на продукт (Product cost), а накладные - затратами периода (Period cost).

Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть непосредственно отнесены в себестоимость этого вида продукции. К ним относятся затраты сырья, основных материалов, заработная плата производственных рабочих и др.

Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства и продаж продукции. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.

К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести расходы по обслуживанию производства и управлению.

Некоторые затраты бывают смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными или полупостоянными затратами. Например, затраты на электроэнергию, расходуемую на технологические цели и на освещение. Поэтому при учете и анализе их необходимо четко разграничивать между переменными и постоянными затратами.

К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих и др.).

По калькуляционным признакам затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Экономическим элементом принято называть однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.

Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период времени.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислять себестоимость отдельных видов продукции, устанавливать объем затрат структурных подразделений предприятия. Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определять назначение расходов и их роль, организовывать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.

Для осуществления мониторинга и управления затраты целесообразно также группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т. е. по местам формирования затрат и центрам ответственности. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний коммерческий расчет и определить производственную себестоимость продукции.

Анализ себестоимости проводится по следующим направлениям: анализ затрат на 1 руб. объема продукции; анализ себестоимости продукции по элементам и статьям затрат; факторный анализ себестоимости продукции методом главных компонент; анализ себестоимости важнейших видов изделий.

Анализ затрат на 1 руб. объема продукции включает в себя изучение динамики затрат по сравнению с предыдущим периодом, определение факторов и причин отклонений фактических затрат отчетного периода от данных за предыдущий период и их количественное измерение.

При анализе себестоимости важнейших видов изделий определяется размер абсолютных отклонений от плановой себестоимости и себестоимости прошлого года, изучается структура затрат по калькуляционным статьям, выявляются причины отклонений.

Анна Врабий
Анна Врабий
Россия, с. Заворово
Андрей Тутаев
Андрей Тутаев
Россия, Самара, Высшая школа международного бизнеса