Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Опубликован: 30.04.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 1616 / 252 | Оценка: 4.24 / 3.92 | Длительность: 14:56:00
Специальности: Математик
Лекция 12:

Обучение по прецедентам (по Вапнику, Червоненкису)

< Лекция 11 || Лекция 12: 12
Аннотация: Материалы данной лекции включают в себя обучение по прецедентам (по Вапнику, Червоненкису), а также основные теоремы и определения, применимые для классификаторов

12.1. Задача построения классификатора

Пусть

  • \Omega – пространство образов,
  • X – признаковое пространство,
  • g(\omega),\;\omega\in\Omega – индикаторная функция,
  • M – множество признаков.

Тогда g:\Omega\rightarrow M.

Пусть также

  • X=\langle x(\omega_i),g(\omega_i)\rangle,\;i=1,\ldots,N – множество прецедентов,
  • \widehat{g}(x) – решающее правило.

Тогда \widehat{g}:X\rightarrow M

Выбор решающего правила исходит из минимизации d(g,\widehat{g})\rightarrow\min, где dметрика, мера близости функций g(\omega) и \widehat{g}(x(\omega)). Построение \widehat{g} называют задачей обучения. \widehat{g} – это ученик, процедура формирования – это учитель, прецеденты – это обучающая последовательность.

12.2. Качество обучения классификатора

Относительная доля несовпадений классификации с учителем для решающего правила есть: K=\frac{m}{N}, где m=|\{\omega_i:g(\omega_i)\neq\widehat{g}(x(\omega_i)),\;i=1,2,\ldots,N\}|. Надежность обучения классификатора – это вероятность получения решающего правила с заданным качеством.

Пусть f(x,\alpha)класс дискриминантных функций, где \alpha\in Aпараметр. Число степеней свободы при выборе конкретной функции в классе определяется количеством параметров в векторе \alpha, т.е. размерностью A.

Например, для классов линейных и квадратичных функций имеем:

Линейная дискриминантная функция: f(x,\alpha)=\sum_{i=1}^n\alpha_i x_i+\alpha_0. В таком случае имеем n+1 степень свободы.

Квадратичная дискриминантная функция: f(x,\alpha)=\sum_{i=1}^n\sum_{j=1}^n\alpha_{ij}x_i x_j+\sum_{i=1}^n\beta_i x_i+\beta_0. В таком случае имеем n^2+n+1 степеней свободы.

С увеличением степеней свободы увеличивается способность классификатора по разделению.

12.3. Вероятностная модель

Пусть прецеденты – это результат реализации случайных величин. Рассмотрим величину риска (т.е. ошибки) связанной с классификацией. Определим понятия риск среднего и риска эмпирического.

Пусть на \Omega заданы \sigma -алгебра и мера P. Пусть также

  • x – вектор признаков,
  • \widetilde{f} – класс функций, из которых выбирается решающее правило,
  • f(x,\alpha) – решающее правило (результат классификации), которое принимает значение 0 или 1 при фиксированном векторе параметра,
  • \chi – характеристическая функция множества,
  • A – множество параметров, описывающие различные функции в \widetilde{f}.

Тогда \widehat{g}=f(x,\alpha), где f\in\widetilde{f} и f:X\times A\rightarrow M, y=g(\omega).

В данных обозначениях средний риск выглядит следующим образом:

K(\alpha)=\int\limits_X \chi\{y\neq f(x,\alpha)\}dP.

Для случая двух классов, при M=\{0,1\}, имеем:

K(\alpha)=\int\limits_{\Omega}(y-f(x,\alpha))^2 dP
или
K(\alpha)=\int\limits_{(X,M)}(y-f(x,\alpha))^2 dP(x,y),
где dP – это вероятностная мера на пространстве X.

12.4. Задача поиска наилучшего классификатора

Рассмотрим минимизацию функционала:

K(\alpha)\rightarrow\min_{\alpha\in A}

Задача же поиска наилучшего классификатора состоит в нахождении \alpha^* такого, что

K(\alpha^*)=\min_{\alpha\in A}K(\alpha)

Если же минимума не существует, то надо найти \alpha^* такое, что

\left|
K(\alpha^*)-\inf_{\alpha\in A}K(\alpha)
\right|
<\delta.

Другими словами, необходимо решить задачу минимизации среднего риска.

Поскольку dP неизвестно, будем решать задачу минимизации эмпирического риска. Пусть l – число прецедентов. Тогда эмпирический риск задается выражением:

K_{\textit{эмп}}(\alpha)=\frac{1}{l}\sum_{i=1}^l\left|y-f(x,\alpha)\right|.

Таким образом, задача минимизации эмпирического риска выглядит так:

K_{\textit{эмп}}(\alpha)\rightarrow\min_{\alpha\in A},
где случайные величины мы минимизируем по параметру \alpha – любой возможный параметр.

В идеале надо получить взаимосвязанные оценки эмпирического и среднего риска.

Отметим, что чем меньше l, тем легче построить f(x,\alpha) такую, что K_{\textit{эмп}}(\alpha) обращается в ноль, либо очень мало. Но при этом истинное значение K(\alpha) может сильно отличаться от K_{\textit{эмп}}(\alpha). Необходимо выбрать f(x,\alpha) такую, чтобы имела место равномерная сходимость по \alpha выражения:

P
\left\{
\sup_{\alpha}
\left|
K_{\textit{эмп}}(\alpha)-K(\alpha)
\right|
>\varepsilon
\right\}
\xrightarrow[l\rightarrow\infty]{\phantom{0}} 0.

Фактически это есть сходимость частот к математическому ожиданию.

В дальнейшем будем считать, что в зависимости от конкретного набора прецедентов можем получить любые \alpha. Но необходимо, чтобы полученные эмпирическое решающее хорошо работало (отражало общие свойства) для всех образов. Поэтому в формуле присутствует равномерная сходимость.

< Лекция 11 || Лекция 12: 12