Множества
Множества
Основные понятия и обозначения, связанные с множествами и операциями над ними:
- Множества состоят из элементов. Запись означает, что является элементом множества .
- Говорят, что множество является подмножеством множества (запись: ), если все элементы являются элементами .
- Множества и равны (запись: ), если они содержат одни и те же элементы (другими словами, если и ).
- Если - подмножество , не равное всему , то называют собственным подмножеством (запись: ).
- Пустое множество не содержит ни одного элемента и является подмножеством любого множества.
- Пересечение двух множеств и состоит из элементов, которые принадлежат обоим множествам и . Это записывают так: (читается: множество таких , что ).
- Объединение состоит из элементов, которые принадлежат хотя бы одному из множеств и :
- Разность состоит из элементов, которые принадлежат , но не принадлежат : Если множество является подмножеством множества , разность называют также дополнением до .
- Симметрическая разность состоит из элементов, которые принадлежат ровно одному из множеств и :
- Через обозначается множество, которое содержит элементы , , и не содержит других. Если среди , , есть равные, оно может содержать один или два элемента. Подобное обозначение используется и в менее формальных ситуациях: множество членов последовательности обозначается или даже . Более аккуратная запись для того же множества такова: , где - множество натуральных чисел .
Понятие множества появилось в математике сравнительно недавно, в конце 19-го века, в связи с работами Кантора (сравнение мощностей множеств), о которых пойдет речь дальше. Некоторое время назад этот язык пытались внедрить в школьное преподавание, объясняя ученикам, что у уравнения есть множество решений (впрочем, пустое), что множество решений системы уравнений есть пересечение множеств решений каждого из них (а для "совокупности" уравнений - объединение), что в множестве не три элемента, а два, и оно равно множеству , что , и - это три совершенно разных множества и т.д. Но все равно большинство школьников так и не поняло, почему множество решений уравнения можно записывать как , а множество решений уравнения нельзя записывать как (а надо писать ). Отметим кстати еще два расхождения: в школе натуральные числа начинаются с единицы, а в некоторых книжках - с нуля (мы тоже будем называть нуль натуральным числом). Кроме того, иногда вместо пишут , используя для собственных подмножеств (вместо нашего ).
Мы предполагаем, что перечисленные выше основные понятия теории множеств более или менее вам знакомы, и будем достаточно свободно ими пользоваться. Вот несколько задач для самоконтроля; надеемся, что большинство из них не представит для вас большого труда.
1.Старейший математик среди шахматистов и старейший шахматист среди математиков - это один или тот же человек или (возможно) разные?
2. Лучший математик среди шахматистов и лучший шахматист среди математиков - это один или тот же человек или (возможно) разные?
3. Каждый десятый математик - шахматист, а каждый шестой шахматист - математик. Кого больше - математиков или шахматистов - и во сколько раз?
4. Существуют ли такие множества , и , что , и ?
5. Какие из равенств (а) ; (б) ; (в) ; (г) ; (д) ; (е) верны для любых множеств ?
6. Проведите подробное доказательство верных равенств предыдущей задачи, исходя из определений. (Докажем, что множества в левой и правой частях равны. Пусть - любой элемент левой части равенства. Тогда... Поэтому входит в правую часть. Обратно, пусть...) Приведите контрпримеры к неверным равенствам.
7. Докажите, что симметрическая разность ассоциативна: для любых , и . (Указание: сложение по модулю ассоциативно.)
8. Докажите, что для любых множеств и .
9.Докажите, что если какое-то равенство (содержащее переменные для множеств и операции , , ) неверно, то можно найти контрпример к нему, в котором множества пусты или состоят из одного элемента.
10. Сколько различных выражений для множеств можно составить из переменных и с помощью (многократно используемых) операций пересечения, объединения и разности? (Два выражения считаются одинаковыми, если они равны при любых значениях переменных.) Тот же вопрос для трех множеств и для множеств. (Ответ в общем случае: .)
11. Тот же вопрос, если используются только операции и . (Для двух и трех переменных это число несложно подсчитать, но общей формулы для переменных не известно. Эту задачу называют также задачей о числе монотонных булевых функций от аргументов.)
12. Сколько существует подмножеств у - элементного множества?
13. Пусть множество содержит элементов, а его подмножество содержит элементов. Сколько существует множеств , для которых ?
14. Множество содержит элементов. В нем выделено подмножеств, причем ни одно из них не является подмножеством другого. Каково может быть максимальное значение числа ? (Указание. Максимум достигается, когда все подмножества имеют по элементов. В самом деле, представим себе, что мы начинаем с пустого множества и добавляем по одному элементу, пока не получится множество . В ходе такого процесса может появиться не более одного выделенного множества; с другой стороны, можно подсчитать математическое ожидание числа выделенных множеств по линейности; вероятность пройти через данное множество минимальна, когда содержит элементов, поскольку все множества данного размера равновероятны.)