Россия, Пошатово |
Анализ игр
11.1. Примеры игр
11.1.1.
Двое играют в такую игру: на столе лежит спичек; играющие
по очереди могут взять от
до
спичек; кто не может
сделать хода (спичек не осталось) - проигрывает. Кто
выигрывает при правильной игре?
Решение. Второй выигрывает, если будет дополнять ход
первого до спичек (если первый берет одну, второй
должен взять четыре и так далее). Тогда после четырех
раундов спичек не останется и первый проиграет.
11.1.2.
Кто выиграет - первый или второй - если спичек не ,
а
?
Решение. Первый: если он возьмет три спички, то станет вторым в уже разобранной игре и потому сможет выиграть.
Аналогично получается ответ и для произвольного числа
спичек ( ): если
кратно пяти, то выигрывает второй, а если нет, то
первый.
11.1.3. Изменим условия игры: пусть взявший последнюю спичку проигрывает. Кто теперь выигрывает при правильной игре?
11.1.4.
Пусть теперь игрокам разрешено брать ,
или
спички, а кто не может сделать ход, проигрывает. Кто
выигрывает при правильной игре, если вначале
было
спичек?
Решение. Здесь уже не так просто сразу указать выигрышную
стратегию для первого или второго. Начнем с небольшого
числа спичек, изобразив разрешенные ходы в виде стрелок (рис. 11.1.):
Игрок, оказавшийся в позиции , проигрывает (таковы
правила), поэтому соответствующий кружок пометим буквой П.
Игрок, оказавшийся в позициях
,
или
, выигрывает,
поскольку он может забрать все спички и перевести
противника по стрелке в позицию
. Поэтому мы пометим эти
позиции буквой В. Теперь ясно, что позиция
является
проигрышной: из нее можно пойти только в
и
,
и тогда
противник (как мы уже знаем) выиграет. Пометим ее буквой П.
Далее замечаем, что позиции
,
и
будут
выигрышными (поскольку из них можно попасть в проигрышную
для противника позицию
; заметим, что из позиции
можно выиграть и быстрее, пойдя в
). Теперь видно, что
позиция
проигрышная (все стрелки из нее ведут
в выигрышные для противника позиции),
- выигрышная,
- проигрышная и так далее с периодом
.
Таким образом, если число спичек делится на , то позиция
проигрышная, если нет - то выигрышная. Поэтому в игре
с
спичками первый игрок выигрывает.
11.1.5. Как он для этого должен играть?
Решение. Ставить противника в проигрышную позицию, то есть
следить, чтобы после его хода число спичек было кратно трем
(в частности, в начале игры взять спички, чтобы
осталось
).
11.1.6.
На столе лежат две кучки спичек: в одной ,
в другой
.
За один ход разрешается взять любое (ненулевое) число
спичек, но только из одной кучки (можно взять все спички
в ней); кто не может сделать ход, проигрывает. Кто
выигрывает при правильной игре?
Ответ: при выигрывает второй, при
-
первый.
11.1.7. На шахматной доске стоит ладья, которую игроки по очереди двигают, при этом разрешено сдвигать ее влево и вниз (оставлять на месте нельзя); кто не может сделать ход, проигрывает. Кто выигрывает при правильной игре?
Указание. Как эта игра связана с предыдущей?
11.1.8.
Имеется кучек из
спичек; за один ход
можно взять любое (ненулевое) число спичек, но только из
одной кучи (можно взять все спички в ней); кто не может
сделать ход, проигрывает. Кто выигрывает при правильной
игре?
Решение. Запишем числа в двоичной системе
счисления друг под другом, как если бы мы собирались их
складывать. Если в каждом разряде при этом оказалось четное
число единиц, то выигрывает второй, в остальных случаях -
первый. В самом деле, если во всех разрядах четное число
единиц, то после уменьшения одного из чисел какой-то из
его разрядов изменится и в этом разряде получится нечетное
число единиц. (Это соответствует тому, что из проигрышной
позиции любой ход ведет в выигрышную.) Если же в некоторых
("плохих") разрядах нечетное число единиц, возьмем
старший плохой разряд и то из чисел, которое содержит
в этом разряде единицу. Тогда, изменив в этом числе все
плохие разряды, получим меньшее число, которое поставит
противника в проигрышную позицию. (См. правила для
выигрышных и проигрышных позиций в следующем разделе.)
11.1.9.
В ряд лежат ящиков, в каждом из них по монете. За один
ход игрок может взять любую монету или любые две монеты из
соседних ящиков; кто не может сделать ход, проигрывает. Кто
выигрывает при правильной игре?
Решение. Первый: он должен взять одну или две монеты в центре, а потом симметрично повторять ходы второго.