Россия, Ялта |
Каналы распределения услуг
Всегда есть как минимум два вида потребителей, принимающих окончательное решение о покупке:это конечный потребитель и канал сбыта.
Питер Дракер
Распределение - регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и во времени от места производства к месту потребления. Распределение включает в себя:
- маркетинговые каналы;
- материальную (физическую) дистрибуцию;
- обслуживание покупателей в допродажный и послепродажный период.
Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Уровень канала распределения - любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Функции канала сбыта:
- сбор информации;
- установление контактов с клиентами;
- формирование спроса и стимулирование сбыта;
- обеспечение предпродажного и послепродажного сервиса;
- проведение переговоров;
- организация физического товародвижения;
- финансовое покрытие издержек по распределению товаров;
- принятие различных видов риска.
Выбор каналов сбыта представляет собой стратегическое решение для фирмы. Выбор оптимального варианта канала товародвижения базируется на оценке следующих основных факторов: тип и особенности самого товара или услуги, объемы торговли, характер конкретного рынка, затраты на организацию канала.
Соответствующие данные приведены в табл. 35.1.
Тип канала распределения | Плюс | Минус |
Прямой сбыт по модели "завод - конечный потребитель" | Сильный контроль за ценами, возможность их дифференциации по регионамДоступ к информации о рынке и потребителяхОтсутствие наценкиВозможность формирования группы "постоянных клиентов" | Высокие затраты на реализациюВысокие затраты на транспортировкуЗатраты на организацию складов |
Продажа через посредника | Умеренные затрат на реализацию | Высокие наценки посредниковОтносительно высокие цены для конечного покупателяОграниченность контроля над территориальным охватом |
Продажа через многоуровневую систему посредников | Сравнительно низкие затраты на реализациюОтсутствие необходимости исследования и прогнозирования рынкаОтсутствие необходимости решения вопросов логистики | Низкий уровень контроля над ценами"Оторванность" от конечного потребителя и недостаток информации о немНеобходимость установления контактов с посредниками, а также организация системы их информирования и обучения |
Прямые продажи розничной торговли | Достаточно сильный контроль над ценамиИнформация о рынкеИсключение наценки оптовикаЭффективность стратегии "проталкивания" продукции черед торговых агентов | Высокие затраты на реализацию |
Продажа через собственные магазины | Исключительно сильный контроль над ценами Информация о рынке Исключение наценки оптовиков и розничных продавцов | Очень высокие затраты на реализациюОграниченный территориальный охват |
Продажа по модели "открытые двери фирмы" | Очень низкие затраты на реализациюОтсутствие наценок посредников | Отсутствие информации и контроля над дальнейшим продвижением товараОтсутствие информации и контроля над ценамиВ конечном счете плохое знание ситуации на рынке |
Разработка и реализация сбытовой стратегии предполагает решение следующих вопросов:
- выбор канала сбыта;
- обоснование оптимального метода сбыта;
- выбор посредников и определение приемлемой работы с ними;
- организация сервиса.
При формировании сбытовой стратегии фирма должна учитывать следующие основные факторы:
- особенности конечных потребителей - численность, концентрацию, величину средней покупки, финансовое состояние, поведение при покупке;
- возможности самой фирмы - финансовое положение, конкурентоспособность, рыночную стратегию, масштабы производства;
- характеристики товара (услуги) - вид, среднюю цену, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т. д. ;
- степень конкуренции и сбытовую политику конкурентов - число, концентрацию, взаимоотношения в системе сбыта;
- характеристику и особенности рынка - фактическую и потенциальную емкость, обычаи и торговую практику, плотность распределения покупателей;
- сравнительную стоимость различных сбытовых систем.
В сфере услуг система распределения в общем и целом должна содействовать улучшению и оптимизации процесса оказания услуги. Изначально сама природа услуги требует прямого контакта между производителем (поставщиком) услуги и покупателем. Вопрос о создании системы распределения в сфере услуг зачастую возникает только тогда, когда производитель и поставщик могут быть разделены, а процесс оказания услуги не одномоментен.
Различие между распределением товаров и услуг:
- услуги не являются физическими объектами, хотя некоторые услуги могут включать в себя передачу товаров, материалов и других физических предметов;
- предоставление услуг меньше нуждается в создании запасов или в транспортировке. Исключение составляют розничная торговля и те отрасли индустрии отдыха, в которых создание запасов и транспортировка жизненно необходимы;
- в основном предоставление услуг более тесно связано с людьми, поскольку многие услуги предполагают вхождение в контакт одного человека с другим для осуществления или предоставления услуги.
При принятии решения о каналах распределения необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- должен ли покупатель обратиться за услугой самостоятельно или нужно специально продвигать услугу и доводить ее до потребителя? Заключение сделки возможно на улице, по телефону, по почте, в доме или в офисе потребителя или же в доме либо в офисе фирмы. Проявляется тенденция к оказанию все большего числа услуг с использованием компьютерных и телефонных линий связи. Некоторые из таких услуг даже исключают личный контакт;
- собирается ли фирма сферы услуг предлагать выбор способа и места оказания услуги? Так банки в настоящее время предлагают набор различных услуг, способов и мест их оказания;
- нужно ли привлекать агента или другого посредника для предоставления услуги? Большая часть страховых компаний и авиакомпаний использует широкую сеть агентов, магазины могут заниматься только фирменной торговлей;
- можно ли получить доступ к другим сегментам рынка, если воспользоваться каналами распределения или новыми каналами распределения? Будет ли уместной стратегия использования различных каналов распределения как доступ к разным сегментам рынка?
Выбирая каналы распределения услуги, следует иметь в виду, что решения о распределении будут зависеть от традиционного опыта, ресурсов, ожиданий потребителя. На решение о распределении значительное влияние окажут степень сложности и численность персонала, задействованного в процессе оказания услуги.
Место распределения в процессе оказания услуги (на примере услуги страхования) показано на рис. 35.1.