Россия, Ялта |
Качество в индустрии услуг и стандарты обслуживания
Мы хотим, чтобы люди сказали: "Какой замечательный продукт!", а не "Какая замечательная реклама!".
Лео Барнетт
Успешная деятельность любой фирмы, по мнению Международной организации по стандартизации, обеспечивается реализацией товаров или оказанием услуг, которые1:
- отвечают четко определенным потребностям, области применения или назначению;
- удовлетворяют ожиданиям потребителей;
- соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
- отвечают запросам общества;
- учитывают требования охраны окружающей среды;
- предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
- являются экономически выгодными.
Цели маркетинга могут быть достигнуты только в том случае, когда на рынке для обмена предлагаются продукция и услуги соответствующего качества, а их продвижение обеспечивается необходимыми условиями.
Неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуги, а также зависимости процесса оказания слуги от ее поставщика (человека или машины) является изменчивость качества исполнения услуги.
Существует ряд подходов к определению качества.
Первоначально качество измерялось числом дефектов или ошибок, приходящихся на единицу того или иного продукта.
Качество может трактоваться как соответствие спецификациям, это действие, контролируемое фирмой.
Качество - способность удовлетворить или превысить ожидания клиента.
Качество может пониматься как свойства и особенности услуги, которые вызывают удовлетворение потребителя, а также как отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения у клиента.
Качество подразумевает однородность предоставляемых услуг в соответствии с ожидаемыми стандартами.
Качество - динамичная категория: с развитием рынка, конкуренции, расширением палитры предложения требования потребителей к стандартам качества постоянно меняются в сторону повышения.
В январе 1990 г. гостиница "Hampton Inns" начала рекламировать гарантию качества обслуживания. Клиенту, не удовлетворенному уровнем обслуживания, предлагалось вообще не платить за проживание. В 1991 г. "Hampton Inns" от клиентов, привлеченных объявленной гарантией, получила 18 млн дол., а уровень выплат неудовлетворенным клиентам составил лишь 350 тыс. дол. В гостинице понимают, что гарантии могут привести к финансовому краху компании, если не предоставлять гостям удовлетворяющих их услуг. Предусмотрены проверки действий служащих в случаях, когда гости прибегают к использованию гарантий.
На фирмах сферы услуг, особенно в периоды повышенного спроса, очень трудно обеспечить контроль качества. Вместе с тем, если рассматривать фирмы обслуживания с точки зрения динамики их развития, качество будет оказывать огромное влияние на их жизнеспособность.
Модель качества может иметь вид, как на рис. 31.1.
Качеству товара или услуги присущ еще один компонент - социальное качество. Оно означает, что фирмы рассматривают этический аспект ответственности при разработке услуг, избегая тех свойств, которые могут причинить вред и увеличить опасность для жизни и здоровья клиентов.
Качество также может быть рассмотрено как ожидаемое (существующее до начала процесса оказания услуги) и воспринятое (ожидания потребителя, трансформировавшиеся в процессе оказания услуги под влиянием технологических и функциональных процессов в оценку качества). Воспринятое качество имеет три составляющих: материальное качество (здание, оборудование, интерьеры), интерактивное качество (взаимодействие персонала с клиентом), корпоративное качество (имидж). Потребитель судит о качестве, основываясь на субъективных ощущениях, а также на мнениях, поступающих из внешней среды.
Проблема качества обслуживания клиентов является ключевой для выстраивания алгоритма отношений с клиентами, формирования лояльных к фирме потребителей. Существуют три взаимосвязанных фактора этой проблемы:
- обеспечение нужного качества обслуживания;
- регулярное измерение уровня этого качества;
- организационное обеспечение использования результатов оценки для совершенствования всей работы с клиентурой.
Качество услуг находится в непосредственной зависимости:
- от характера и уровня взаимодействия персонала сервисной фирмы и ее клиентов, а также от различных групп служащих между собой;
- от иных лиц, активно вовлеченных в процесс обслуживания или пассивно его наблюдающих;
- от способностей персонала в фиксированное время, а порой незамедлительно реагировать на запросы клиентов в процессе их обслуживания и при необходимости вносить коррективы в этот процесс.
Поведение персонала фирмы является очень важным моментом. Исследования показали, что 68% уходов клиентов связаны с поведением сотрудников и только 14% - с качеством и стоимостью услуг фирмы2.
Качество услуг определяется пятью факторами. Эти пять факторов были положены в основу методики SERVQUAL.
- Надежность - способность выполнить услугу точно и основательно. Однако в данном случае в самой фирме должны быть четко определены параметры качества и основательности. Если руководство гостиницы утверждает, что вещи, сданные в химчистку, будут вычищены в течение 6 часов, то это обязательство должно быть выполнено, причем вещи должны быть действительно чистыми.
- Отзывчивость - желание помочь потребителю и быстрое обслуживание. Здесь максимально важную роль играет персонал фирмы. Так, считается, что поведение персонала и его способность общаться с клиентами - показатель качества обслуживания ресторана (табл. 31.1).
Модель поведения клиента | Проявление отзывчивости со стороны официанта |
Клиент любит поговорить | Слушать его, проявляя уважение |
Клиент молчалив | Быть терпеливым, сделать необходимые пояснения, успокоить клиента |
Клиент чувствует себя неуверенно | Помочь ему советами, объяснить что к чему |
Клиент не знает, что заказать | Использовать искусство внушения, обратить внимание на блюда - специальные предложения |
Источник. Палли М. Справочник совершенного хозяина ресторана. М.: ООО "Современные ресторанные и розничные технологии", 1999.
- Убедительность - компетентность, ответственность, уверенность и вежливость обслуживающего персонала. Персонал фирмы должен знать наиболее ценные свойства основных услуг фирмы, а также наиболее выгодные их характеристики. Причем все эти свойства должны быть преподнесены как ценные не с точки зрения фирмы, а с точки зрения клиента: насколько ему выгодно владеть данной услугой, какие преимущества он от этого получает. Соответствующие данные приведены в табл. 31.2.
Группа потребителей | Действия персонала ресторана |
Маленькие дети | Предоставление дополнительных салфеток, специальных стаканов, стульев, специальное меню |
Подростки | Предоставление широкого ассортимента безалкогольных напитков и соков |
Молодые люди до 35 лет | Неформальное обслуживание, пиво и обильная пища |
Взрослые старше 40 лет | Традиционный прием, учтивость, уважение, привычная горячая пища |
Пожилые люди | Маленькие порции, неострая пища, достаточная быстрота, общение |
Источник. Палли М. Справочник совершенного хозяина ресторана. М.: ООО "Современные ресторанные и розничные технологии", 1999.
- Сочувствие - выражение заботы, индивидуальный подход к потребителям.
- Материальность или осязаемость - возможность увидеть оборудование, персонал, наличие информационных материалов.