Статистический Комитет Содружества Независимых Государств
Опубликован: 06.10.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 617 / 101 | Оценка: 4.57 / 4.29 | Длительность: 19:38:00
Тема: Экономика
Лекция 11:

Работа с пользователями

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234
Аннотация: Статистические данные используются многими различными пользователями для многих различных целей. Удовлетворение потребностей этой обширной аудитории является одной из основных задач статистической службы, как в части разработки соответствующих планов статистических работ, так и в части распространения результатов работы.

Наиболее важными пользователями статистики является правительственные учреждения на национальном, а также на региональном уровнях. В статистических данных нуждаются также многие международные организации.

Использование статистических данных правительственными чиновниками и исследователями варьируется от научных исследований и прогнозов, до составления государственного бюджета. Статистические данные используются бизнесом для принятия решений по планированию и маркетингу, в том числе - планированию инвестиций, разработке новых продуктов и услуг. Школы и университеты используют статистику в учебном процессе. Официальная статистика - это не только картинка современного общества, оставленная для будущих историков. Статистика - это инструмент для политиков и бизнесменов, помогающий им принимать адекватные решения.

Категории пользователей

Существует множество различных пользователей официальной статистики, каждый со своими особыми потребностями

К пользователям относятся:

  • правительства (центральные, региональные, местные);
  • международные и наднациональные организации;
  • исследовательские учреждения, аналитики и исследователи;
  • журналисты и СМИ;
  • предприятия;
  • образовательные учреждения;
  • широкая общественность.

Различные категории пользователей официальной статистики используют ее для довольно разнообразных целей. Наиболее важными категориями пользователей являются правительства на национальном, а также региональном и местном уровнях. Многие международные организации также являются энергичными пользователями статистики. Будучи наднациональной организацией, Европейский союз практикует свой особый подход к статистике, который используется для мониторинга, выполняются ли политические соглашения, например, в сфере макроэкономической политики, а также сельского хозяйства, рыболовства и многих других областях. Статистика используется там и для распределения денежных средств между государствами-членами. Разнообразны варианты использования статистики исследователями и аналитиками – от научных исследований до моделирования и прогнозирования. Журналисты используют статистику для информирования широкой общественности. Использование предпринимателями включает в себя, например, оценку их результативности по сравнению с конкурентами, планирование и маркетинг, например, планирование инвестиций и разработку новых продуктов и услуг. Школы и университеты используют статистику главным образом в качестве учебного материала.

Разновидности использования

Существует много способов определить типологию использования официальной статистики

Вообще говоря, можно выделить шесть типов использования:

  • для принятия решений;
  • для разработки политики;
  • для мониторинга и оценки результатов;
  • для планирования;
  • в качестве вспомогательной информации;
  • для образования и исследований.

Официальная статистика не просто исторический портрет экономики и общества. Это также инструмент для принятия решений государственными и прочими органами. Официальным данным находится примечательно широкий спектр применения в процессе принятия решений государственными и частными организациями. Характер влияния статистики на принятие решений различен: от основы для зарисовок социальной и экономической ситуации, на фоне которой принимаются инвестиционные решения, до важнейшего составного элемента в процессе выработки решений. Одним из примеров использования статистики для принятия решений является распределение ассигнований по формуле, например, трансферты средств от национальных правительств регионам (в Европейском союзе). В данном случае изменение в соответствующих статистических данных может непосредственно повлечь за собой изменения в распределении финансирования. Статистика также используется в маркетинге, мониторинге, разработке политики, определении базовых показателей, в целях лоббирования, планирования оказания услуг, обучения и в исследовательских целях. Некоторые из этих направлений использования, в свою очередь, влияют на множество таких различных решений, как определение товарных запасов для супермаркетов, размещение банкоматов, тенденции в моде, места оказания услуг и т.д. Хотя некоторые источники статистических данных, такие как переписи населения, используются особенно широко, диапазон статистических данных, на которые полагаются лица, ответственные за принятие решений, столь же широк среди негосударственных пользователей, как среди тех, кто действует в рамках государственного аппарата. Для широкой общественности статистика главным образом является средством получения информации о социально-экономическом развитии. Косвенно она может, таким образом, влиять на результаты выборов.

Использование статистики государственными органами

Можно выделить два вида потребностей государства:

  • потребность в регулярном наблюдении за теми или иными явлениями;
  • потребность в специальном статистическом измерении.

Потребности не всегда можно удовлетворить с помощью существующей статистики

НСС должны обладать потенциалом для гибкого реагирования

Явления не всегда могут быть легко измерены статистическими приемами

Важны тесные контакты между НСС и высокопоставленными правительственными чиновниками

Потребности государства, как и большая часть потребностей потенциальных пользователей, обычно выражаются в таких понятиях, которые не способствуют немедленному сбору данных. Их можно разделить на две категории: потребности, которые ведут к регулярным наблюдениям одного и того же феномена или переменной, и потребности, которые обусловливают сбор информации на разовой основе. Потребности первой категории удовлетворяются регулярными публикациями статистических данных с хорошо известными свойствами, таких как индекс потребительских цен, национальные счета, торговый и платежный баланс, прогнозы численности населения с разбивкой по полу, возрасту, территории и проч. В отдельных случаях правительству необходима специальная статистическая информация, чтобы объяснить происхождение той или иной проблемы. Возможно, что для получения мгновенного ответа доступной статистики в наличии не имеется. Примеры таких проблем следующие: выяснение, растет ли масштаб уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, сказываются ли определенные реформы системы образования на успеваемость в школе или число студентов, выбирающих обучение на стоматолога и т.п. Зачастую преобразование информационных потребностей пользователей в сбор данных оказывается сложным процессом. Следовательно, необходим постоянный диалог с наиболее важными пользователями из числа государственных органов. Помимо двусторонних контактов, которые с ними должна поддерживать статистическая служба, они, очевидно, должны быть представлены в советах пользователей. НСС должна также обладать гибким потенциалом для проведения специальных разовых обследований, исследований и анализа.

Министерство финансов

Собственная статистика:

  • Статистика государственных финансов:
    • государственный сектор: правительство в целом и государственные корпорации;
    • чистые заимствования и кредитование: дефицит/профицит и долг.

Основные сферы интересов:

  • общая экономическая информация;
  • дисбалансы, влияющие на рынок труда, процентные ставки, сбор налогов и т.д.;
  • главным образом краткосрочная статистика поведения агрегатов спроса: безработица, поведение потребителей, инвестиции, международная торговля.

Министерство финансов выпускает собственную статистику. Это статистика государственных финансов. К ней относится информация о расходах государства и способах их финансирования. Она охватывает государственный сектор, разделенный на правительство в целом и ту часть, которая называется государственными корпорациями. Цель сбора такой статистики состоит в том, чтобы получить представление о размерах чистых государственных заимствований и кредитования, дефиците и профиците, а также национальном долге.

Управление государственными финансами затрагивает все аспекты мобилизации ресурсов и управления расходами в рамках правительства. Аналогично тому, как управление финансами является жизненно важной функцией любой организации, управление государственными финансами составляет важнейшую часть процесса руководства государством. Более высокие устремления людей могут создать дополнительный спрос на финансовые ресурсы. В то же время, граждане акцентируют внимание на соотношении цена-качество, что делает еще более насущным управление государственными финансами.

Министерство финансов должно также знать, как взаимосвязаны изменения в количестве и ценах. В общем, министерство финансов более всего заинтересовано в статистике, которая отражает быстро изменяющиеся переменные, такие как характеристики спроса, нежели предложения, в контексте общего баланса.

В некоторых странах министерство финансов также весьма заинтересовано в макроэкономической статистике для выявления дисбалансов между предложением и спросом, которые воздействуют, например, на рынок труда, процентные ставки и государственные финансы. По этой причине оно склонно интересоваться вопросами поведения основных агрегатов спроса: потребителей и их поведения на рынке, их сбережений; инвесторов и оборудования, которое они желают приобрести; предпринимателей и их готовности приобретать товары и услуги отечественного производства или импортировать их из-за рубежа. Другие министерства, отраслевые министерства, больше заинтересованы в изучении статистических данных, описывающих курируемую ими область.

Отраслевые министерства

Специфический интерес к статистике в каждой отрасли, включая следующие данные:

  • рост числа предприятий и их производства;
  • занятость в отрасли;
  • оборот и прибыльность;
  • инновации;
  • во многих случаях экологические последствия;
  • множество специфических показателей в зависимости от конкретной отрасли.

Отраслевые министерства, например министерства образования, здравоохранения, юстиции и безопасности, сельского хозяйства, добывающей промышленности, энергетики, транспорта, связи и проч. – каждое преследует собственные особые интересы, для обеспечения которых иногда требуется детальная статистика. Так, им необходимо знать размер своей клиентуры, а также обладать информацией о производстве и его структуре, в том числе с точки зрения занятости, инноваций и прибыльности. Кроме того, они следят за эффективностью предоставляемых ими услуг. Каждое министерство имеет свой особый спектр интересов применительно к курируемой отрасли. Например, министерство сельского хозяйства, как правило, особенно беспокоит экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, а также производство некоторых продуктов, таких как молоко, мясо и яйца. Часто оно желает осуществлять мониторинг данных показателей в краткосрочном периоде, требуя месячной или в некоторых случаях даже недельной статистики. Данное министерство также заинтересовано в улучшении прогнозов урожая и изучении экологических последствий применения гербицидов и удобрений. Министерство транспорта заинтересовано в данных о мобильности населения, дорожной безопасности, состоянии подвижного состава, частоте и распределении "пробок", адекватности аэропортов и т.д.

Министерства энергетики в последнее время приобрели весьма важное значение, и их можно обнаружить как в странах-производителях энергоресурсов, так и в зависимых странах-потребителях. По сути, их заинтересованность удовлетворяется, если статистическое ведомство успешно составляет текущий баланс производства и потребления энергии. Данное министерство стремится обеспечить, например, чтобы энергетические резервы страны не исчерпались слишком быстро, что относится как к использованию энергии предприятиями, так и потребителями, а также энергосбережению. Министерство связи питает интерес к инфраструктуре связи, числу телефонных линий и звонков по мобильным телефонам, числу подключений к Интернету и проч. Министерства здравоохранения и образования имеют собственные системы сбора данных.

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234