Статистический Комитет Содружества Независимых Государств
Опубликован: 06.10.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 617 / 101 | Оценка: 4.57 / 4.29 | Длительность: 19:38:00
Тема: Экономика
Лекция 8:

Управление качеством

< Лекция 7 || Лекция 8: 12345 || Лекция 9 >
Аннотация: Говоря о качестве статистических данных, статистики часто используют следующее определение: "Это то, что нужно!", имеется в виду, что качество статистики зависит от того, насколько она отвечает запросам пользователей.

В статистике качество, прежде всего, ассоциируется с точностью, но есть еще и другие важные факторы. Например, даже если показатели посчитаны точно, они недостаточно качественны, если были опубликованы слишком поздно для того, чтобы быть использованы, или по каким-то причинам несогласованны с другими данными. Чаще всего для обозначения качества статистической информации используются следующие критерии: востребованность, точность, своевременность, доступность, простота интерпретации и согласованность.

Востребованность характеризуется степенью соответствия тем целям, ради достижения которых эти данные были рассчитаны.

Точность статистической информации определяется степенью того, насколько правильно статистический показатель характеризует количественные параметры того явления, которому соответствует. Точность может измеряться по-разному, но обычно для этого вводится понятие ошибки.

Своевременность отражает период времени, который проходит с того момента, когда реферируемое событие происходит, до того, как публикуется соответствующий статистический показатель, но обычно интерпретируется в контексте соответствия времени публикации, которое согласовано с основными пользователями исходя из их потребностей.

Доступность отражает возможность получения информации, принимая во внимание удобство формы представления этой информации, способы ее распространения, доступность метаданных, а также информированность пользователей по поводу того где, когда и в каком виде они могут эту информацию получить.

Интерпретируемость отражает, насколько просто пользователь может понять и правильно использовать данный показателей для целей анализа или просто в качестве информации. Степень интерпретируемости зависит от адекватности показателя принятым концепциям и определения, целевой совокупности единиц наблюдения, терминологии, применяемой для обозначения данного показателя, и величины ограничений.

Согласованность характеризует степень, с которой данный конкретный показатель может быть сопоставлен и логически увязан с другими статистическими показателями.

Процесс управления качеством на практике требует оценки и оптимизации перечисленных выше параметров качества статистических показателей. Чтобы добиться соответствия требованиям к качеству статистической информации, используется специальная структура оценки качества статистических данных МВФ (DQAF), которая включает в себя стандартный набор показателей качества для различных частей процесса производства статистических данных.

Определения качества /I

  • Качество может быть связано как с субъективными ощущениями, так и с объективными фактами
  • Объективно, качество – это сумма наиболее важных признаков и свойств чего-либо
  • Качество имеет отношение к потребностям пользователей и их удовлетворенности
  • Пользователи не могут определять стандарты качества
  • Минимальный стандарт качества должен быть транспарентным в отношении использования понятий и методов

Качество – это понятие, имеющее несколько измерений. Термин "качество" может быть связан как с объективными фактами, так и с субъективными суждениями. Что означает "качество" - зависит от используемых критериев. В объективном смысле качество можно определить как сумму соответствующих свойств.

В официальной статистике необходимо предоставлять услуги пользователям. Однако, стандарты качества не могут устанавливаться пользователями. Так как статистика является продуктом научной работы, стандарты качества должны также отвечать некоторым научным критериям. Результаты должны быть полностью транспарентными. Таким образом, в случаях, если охват какой-либо темы является неполным, или в ходе сбора данных имел место отказ от ответа (полный или частичный), вследствие чего организация выполнила предположительный расчет данных, то об этом следует сообщать. Также следует указывать о случаях, когда базовые значения для получения результатов на национальном уровне устарели, или о других сходных проблемах.

Определения качества /II

  • Субъективно, нечто является качественным, если отвечает ожиданиям пользователя
  • Международная организация по стандартизации (ISO 8402) определяет качество следующим образом:

    "Качество – это вся совокупность свойств и характерных черт продукта или услуги, которые относятся к его способности удовлетворить заявленные или предполагаемые потребности клиентов"

  • Открытое признание недостатков данных и необходимости их пересмотра может содействовать в получении понимания и поддержки

При субъективном подходе к качеству мы говорим, что нечто является качественным, если отвечает ожиданиям пользователя. Эта "точка зрения ожиданий" отражается в общераспространенном использовании понятия "качество", например, "качественный продукт" или "работа среднего качества". В конечном счете, качество существенно важно для потребностей и удовлетворенности пользователя.

Международная организация по стандартизации попыталась объединить объективный и субъективный взгляд на качество в едином определении:

"Качество – это вся совокупность свойств и характерных черт продукта или услуги, которые относятся к его способности удовлетворить заявленные или предполагаемые потребности клиентов".

Статистические учреждения должны открыто признавать любые недостатки данных и необходимость их пересмотра. Это поможет им обеспечить понимание и поддержку для необходимых мер совершенствования. Если та или иная страна утаивает недостатки данных и необходимость их пересмотра, это может помешать получить дополнительное финансирование.

Рамочные основы обеспечения качества

  • Некоторые международные организации разработали полезные рамочные основы обеспечения качества для официальной статистики
  • Данные рамочные основы в общем используют одни и те же критерии, но с незначительными различиями
  • Одна из наиболее всеобъемлющих рамочных основ обеспечения качества статистики – Основа оценки качества данных (ООКД), разработанная МВФ
  • Другая полезная международная рамочная основа – Европейский кодекс статистической практики (ЕКСП)

Для официальной статистики некоторые международные организации разработали полезные рамочные основы обеспечения качества. Кроме того, ряд национальных статистических служб разработал свои собственные рамочные основы обеспечения качества. Эти рамочные основы содержат перечисление и описание объективных и субъективных характеристик, определяющих качество статистических данных. Хотя разные основы используют несколько различающиеся критерии, между ними есть также немало сходств.

Возможно, наиболее всеобъемлющей рамочной основой обеспечения качества официальной статистики является Основа оценки качества данных, более известная как ООКД, разработанная Международным валютным фондом. Она определяет некоторые научно обоснованные измерения качества и показатели для оценивания, в какой степени обеспечено – или могло бы быть обеспечено – качество статистики. Это удобный для использования контрольный список.

Не менее полезным является Европейский кодекс статистической практики (или ЕКСП), появление которого обязано Основополагающим принципам официальной статистики ООН. В то время как основополагающие принципы весьма краткие, ЕКСП гораздо более детализирован и поэтому более пригоден для практического применения; он также представляет собой аннотированный список элементов качества.

Измерения качества ООКД

ООКД использует следующие основные измерения качества:

  • исходные условия обеспечения качества;
  • гарантии добросовестности;
  • основательность методологии;
  • точность и надежность статистических данных;
  • пригодность статистических данных;
  • доступность статистических данных.

Основа оценки качества данных (ООКД) построена на шести измерениях качества. Исходные требования (или исходные условия, которые должны существовать до достижения необходимого качества) описывают институциональные условия, существенно важные для обеспечения качества статистики. Гарантии добросовестности описывают принципы, которым необходимо следовать в процессе сбора, обработки и распространения статистических данных. Основательность методологии подразумевает соблюдение международных стандартов, рекомендаций или следование передовому опыту. Точность и надежность описывают, как надежные данные и статистические методы способствуют получению статистических результатов, отображающих действительность. Пригодность связана с надлежащей периодичностью и своевременностью статистических данных и предсказуемостью их пересмотра. Наконец, доступность предполагает легкий доступ к статистическим данным и метаданным.

Исходные условия обеспечения качества

Исходные условия не являются критериями качества, но указывают на институциональные составляющие качества:

  • правовая и институциональная среда – благоприятная среда для статистики;
  • ресурсы – ресурсы соразмерны потребностям статистических программ;
  • востребованность – статистика дает соответствующую информацию о тематической области;
  • управление качеством – качество является краеугольным камнем статистической работы.

Исходные условия в ООКД не являются сами по себе критериями качества, но указывают на институциональные механизмы, которые позволяют готовить качественную статистику. Во-первых, должны быть задействованы адекватные институциональные и правовые механизмы для создания системы официальной статистики, которая может выпускать статистические данные высокого качества. Во-вторых, что наиболее важно, государство должно выделять достаточные ресурсы для национальной статистической системы и обеспечивать ее устойчивость. В-третьих, статистика должна предоставлять востребованную информацию о тех сферах, которые она описывает. И, наконец, среди организаций, предоставляющих официальную статистику, должна быть высокая степень осведомленности о том, что необходимо систематическое управление качеством. Поэтому аспект качества должен быть одним из приоритетных вопросов официальной статистической организации, о котором следует отчитываться.

Исходные условия – индикаторы /1

  • Ответственность за сбор, обработку и распространение статистических данных четко определена
  • Обмен данными и координация между ведомствами, предоставляющими статистику, адекватны
  • Индивидуальные данные респондентов должны оставаться конфиденциальными и использоваться только в статистических целях
  • Представление статистической отчетности обеспечивается посредством законодательных предписаний и/или мер стимулирования ответа со стороны респондентов
  • Персонал, технические средства, вычислительные ресурсы и финансирование соразмерны статистическим программам
  • Принимаются меры по обеспечению эффективного использования ресурсов

Индикаторы для оценивания, в какой степени выполняются исходные условия для обеспечения качества, охватывают широкий круг вопросов. Во-первых, должны быть четко определены зоны ответственности в рамках национальных статистических систем. Во-вторых, должна осуществляться достаточная координация систем. В-третьих, должна быть гарантирована конфиденциальность индивидуальных данных. В-четвертых, должны быть в наличии (юридическое) инструменты для обеспечения предоставления данных респондентами. В-пятых, должны быть в наличии достаточные ресурсы для статистической работы, и эти ресурсы должны эффективно использоваться.

Исходные условия – индикаторы /2

  • Осуществляется публичный мониторинг и отчетность о востребованности и практической полезности существующей статистической информации с точки зрения удовлетворения потребностей пользователей
  • Существуют процессы, позволяющие сосредоточить внимание на качестве
  • Существуют процессы для мониторинга качества статистических программ и публичного представления соответствующих отчетов
  • Существуют процессы для решения вопросов качества при планировании статистических программ и публичного представления соответствующих отчетов

В-шестых, должны работать механизмы по обеспечению востребованности информации и удовлетворению потребностей пользователей. В-седьмых, должны действовать инструменты для обеспечения, мониторинга и представления отчета о качестве.

< Лекция 7 || Лекция 8: 12345 || Лекция 9 >