Статистический Комитет Содружества Независимых Государств
Опубликован: 06.10.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 523 / 43 | Оценка: 4.57 / 4.29 | Длительность: 19:38:00
Тема: Экономика
Лекция 5:

Планирование и программирование статистического процесса

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Аннотация: Стратегическое и текущее планирование необходимо для любой организации. В случае национального органа это включает: определение и согласование направлений и целей развития, определение приоритетов, организация взаимодействия и обеспечение ресурсами.

Приоритеты должны быть четко увязаны с имеющимися ресурсами в рамках среднесрочного планирования. Большинство национальных статистических органов используют стратегический многолетний план наряду с ежегодными планами. Стратегические многолетние планы обычно содержат общие направления развития статистической организации на период д пяти лет. Годовые планы содержат перечень действий, которые должны быть осуществлены в ближайшем году и согласуются с направлениями развития, указанными в многолетних планах.

В идеальном случае, приоритеты для развития НСС должны быть определены на базе анализа затрат и предполагаемой выгоды при реализации нескольких альтернативных сценариев развития. Однако, затраты обычно бывает легче определить, чем предугадать все возможные последствия тех или иных действий. При этом необходимо учитывать, что статистические показатели являются частью временных рядов и систем, в которых они увязаны с другими показателями. Поэтому, определение приоритетов нередко зависит от уровня профессионализма менеджеров.

К счастью, приоритеты не меняются очень часто. Любое статистическое ведомство, что бы ни случилось, будет продолжать измерять, из периода в период, рост потребительских цен, индексы промышленного производства, баланс внешней торговли и т.д. Таким образом, изменения могут касаться только части располагаемых ресурсов, исключая случаи проведения таких крупномасштабных операций как перепись населения или сельскохозяйственная перепись. Вместе с тем, даже статистические работы, проводимые из года в год, не статичны; меняется состав продуктов, учитываемых при расчете ИПЦ, номенклатуры при расчете показателей торговли и т.д. Более того, многие национальные статистические службы прилагают систематические усилия по повышению эффективности традиционных статистических программ.

Для успеха процесса планирования необходимы следующие условия:

  • информация о том, какие существуют, с точки зрения различных потребителей, изъяны в предлагаемых сегодня наборах статистических данных;
  • информация о развивающихся событиях, в результате которых может потребоваться новая статистическая информация;
  • информация о стоимости альтернативных статистических программ.

Смысл программирования заключается в том, чтобы понять потребности и сопоставить их с возможными затратами статистической системы на производство дополнительных показателей.

Цели планирования

Стратегическое и оперативное планирование – важнейший элемент управления статистическими системами и ведомствами

Планирование необходимо для:

  • определения направлений и целей;
  • обоснования потребности в ресурсах;
  • управления результативностью;
  • обеспечения координации;
  • расстановки приоритетов.

Планирование – важнейший элемент управления. Во-первых, основанием для планирования является определение направлений развития и согласование этих направлений с заинтересованными сторонами внутри и вовне. Во-вторых, наличие плана является необходимым условием для требования финансовых и кадровых ресурсов. В целях получения поддержки политиков и, следовательно, государственного финансирования, системам официальной статистики совершенно необходимо иметь аргументированный план для убеждения политиков и парламентариев, что ресурсы действительно стоит направить на статистические работы. Планы также необходимы для оценки и управления результативностью работы; в отсутствие плана нет ориентира, по которому можно судить об успехе или неудаче. Планы, кроме того, служат инструментом координации, особенно в децентрализованных системах, где статистическая деятельность разных единиц должна быть согласована. Наконец, расстановка приоритетов составляет неотъемлемую часть планирования. Ресурсы по определению ограничены, и, таким образом, выбор их использования должен быть аргументирован.

Структура планирования

Национальные статистические системы используют:

  • стратегические многолетние планы;
  • годовые рабочие планы;
  • оперативные планы.

Стратегические многолетние планы излагают общие направления ожидаемого развития статистической системы на период до 5 лет

Годовые рабочие планы описывают статистические работы, которые предстоит выполнить в следующем году, а также их ожидаемые результаты

Оперативные или проектные планы – например, планы инвестиций в ИКТ, финансовые планы, планы распространения информации, планы обследований и переписей и т.д.

Национальным статистическим системам рекомендуется использовать трехуровневый процесс планирования. Прежде всего, необходимы стратегические многолетние планы. Такие планы иногда имеют наименования "Национальная стратегия развития статистики" (НСРС – этот термин, в частности, используется Всемирным банком и Консорциумом "Париж-21") или "Многолетняя интегрированная статистическая программа" (МИСП – данный термин принят Европейским союзом). Стратегические планы излагают общие направления и приоритеты ожидаемого развития статистической системы на период до 5 лет. Годовые рабочие программы, с другой стороны, описывают статистические работы, которые предстоит выполнить в следующем году. Годовые программы должны соответствовать приоритетам, определенным в стратегических планах. На низшем уровне планирования необходимы оперативные планы или планы выполнения проектов, например, планы инвестиций в информационные и коммуникационные технологии, финансовые планы, планы распространения информации, планы обследований и т.д.

Значение планирования

  • Многие НСС, особенно в развивающихся странах, имеют небольшие размеры и непредсказуемые бюджеты, либо в силу политических обстоятельств, либо по причине поступления значительной части их ресурсов в рамках международных проектов, на которые служба имеет ограниченное влияние
  • Для таких статистических служб международные программы, например, по измерению масштабов бедности, могут вносить значительный вклад в их деятельность
  • Тем не менее, пятилетние и годовые рабочие планы полезно иметь всем НСС
  • Планирование имеет крайне важное значение для любых сложных процессов

Ранее уже указывалось на многие причины, по которым планирование необходимо. Это касается как развитых, так и развивающихся стран. Многие НСС, особенно в развивающихся странах, имеют небольшие размеры и непредсказуемые бюджеты. Это может объясняться политическими обстоятельствами. Также данный факт может быть обусловлен тем, что значительная часть ресурсов этих служб поступает по каналам международных проектов, на которые сама служба имеет весьма ограниченное влияние. Для таких статистических служб международные программы, например, по измерению масштабов бедности, могут вносить значительный вклад в их деятельность. Именно в таких условиях неопределенности необходимо планирование, чтобы предложить альтернативные решения и сценарии, в том числе варианты действий "на случай, если ...". В то же время, и для стран со стабильными статистическими программами и более-менее предсказуемыми бюджетами планирование так же важно. В действительности планирование имеет крайне важное значение для любых сложных процессов.

Стратегическое планирование – миссия

Стратегическое планирование начинается с формулирования миссии организации

Миссия описывает роль организации в обществе

Все сотрудники должны уметь соотносить свои конкретные должностные обязанности с миссией организации

Миссия должна быть абсолютно понятна для общественности и должна содержать ответ на следующие вопросы:

  • Кто мы как организация и кого мы обслуживаем?
  • С какими целями мы созданы и в чем заключаются наши основные действия?
  • В чем особая цель нашего существования?

В идеале стратегическое планирование начинается с согласования миссии организации. Миссия описывает роль организации в обществе: "для чего мы существуем?" Очевидно, что миссия не должна пересматриваться в начале каждого цикла стратегического планирования. Она должна носить долгосрочный характер. Тем не менее, время от времени может быть необходимо следить за тем, является ли миссия по-прежнему актуальной, или нуждается в корректировке. Формулировка миссии должна быть такой, чтобы все сотрудники могли соотносить свои конкретные обязанности с миссией организации в целом. Также важно, чтобы миссия была понятна для общественности. В частности, должно быть понятно, с какой целью существует НСС: зачем она создана, к чему и для кого она стремится, какими видами деятельности она занимается и, наконец, что отличает ее от других организаций и делает ее действительно уникальной в стране?

Примеры миссии

  • Мы служим ведущим источником качественных данных о населении и экономике нашего государства. Мы уважаем неприкосновенность частной жизни, охраняем конфиденциальность, делимся опытом и осуществляем нашу деятельность открыто. Мы полагаемся в нашем деле на хорошо подготовленных сотрудников, готовность к инновациям и приверженность пользователям нашей информации (США – Бюро переписей)
  • Наша миссия – сбор и представление официальной статистики о различных сферах жизни общества, которая может служить основой для принятия решений, публичных дискуссий и исследований. Такая статистика должна быть объективной, надежной, сопоставимой, актуальной и доступной (Швеция)
  • Содействовать планированию и принятию решений правительством и деловым сообществом, стимулировать исследования и публичные дискуссии посредством предоставления востребованной, надежной и своевременной статистики и оказания в целом качественных статистических услуг (Танзания)
  • Лидерство и партнерство в статистических системах для принятия обоснованных решений (Южная Африка)

Формы и размеры формулировки миссии НСС довольно разнообразны. Здесь нет простого предписания. На практике миссии, сформулированные в разные годы НСС по всему миру, сильно различаются. Но у них есть и сходства. Цель сбора официальной статистики упоминается во всех четырех заявленных миссиях, приведенных в этой лекции. Элемент востребованности также прямо или косвенно присутствует во всех четырех примерах. Конфиденциальность, надежность, своевременность и качество упомянуты в двух. Американская миссия отличается от остальных тем, что делает акцент на обмене опытом, подготовке сотрудников, инновациях и транспарентности. Шведская миссия перечисляет некоторые специфические свойства статистики: объективность, сопоставимость и доступность. Ответ на вопрос "Для чего существует НСС?" дан во всех четырех заявленных миссиях, хотя и в весьма разных формах.

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Андрей Губанов
Андрей Губанов
Россия, Москва
Александр Дронов
Александр Дронов
Россия, Воронеж, Воронежский государственный технический университет, 1995