Статистический Комитет Содружества Независимых Государств
Опубликован: 06.10.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 523 / 43 | Оценка: 4.57 / 4.29 | Длительность: 19:38:00
Тема: Экономика
Лекция 3:

Национальная статистическая система

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Аннотация: Национальная статистическая система может быть централизованной и децентрализованной. На практике ни одна статистическая система не бывает полностью централизованной или децентрализованной.

В централизованной системе Национальный статистический орган ответственен за производство основного массива официальных статистических данных. В децентрализованной системе важную роль играют также другие производители статистических данных: министерства, агентства и т.д.

Национальный статистический орган может являться частью правительства или иметь более независимый статус, такой как агентство или институт. "Независимость" однако, тут в любом случае относительная, поскольку любой статистический орган финансируется государством и, поэтому, подотчетно ему. Поэтому на практике национальный статистический орган часто подотчетен министерству, ответственному за статистику, но встречаются и другие виды подчинённости (например, президенту или парламенту).

Хорошая статистическая система обычно характеризуется профессиональной независимостью работающих в ней статистиков, значимостью и надежностью. Для обеспечения достаточной независимости национальный статистический орган должен иметь возможность, по крайней мере, принимать профессиональные решения по методологии, кадровой политике и путях распространения статистических данных. Календарь публикации статистических данных является хорошим инструментом для предотвращения отмены публикации статистических результатов, которые являются политически нежелательными.

Значимость статистики означает, что она должна отвечать запросам пользователей. Поэтому, национальный статистический орган должен быть постоянно в контакте с пользователями статистических данных через Национальный статистический совет или другими способами. Также очень важно, чтобы программы статистических работ могли легко приспосабливаться к изменяющимся потребностям общества, и статистический орган имел возможность быть достаточно гибким в своих возможностях идти навстречу меняющимся запросам пользователей.

Надежность означает, что общество должно доверять официальным статистическим данным. Иногда бывает сложно соблюсти баланс между требованиями точности и своевременности публикаций. Самая точная статистика, если она появилась слишком поздно, имеет небольшую ценность для пользователей. Беспристрастность является критически важным фактором для надежности статистических результатов, поэтому независимость от политического контроля является необходимостью.

Роль национального статистического органа по координации действий внутри НСС особенно важна в децентрализованных статистических системах при обеспечении сопоставимости данных, публикуемых различными государственными ведомствами и для избегания дублирования. Поэтому, национальный статистический орган должен, как минимум, иметь полномочия утверждать базовые термины и классификации, которые будут затем использоваться другими учреждениями, входящими в НСС. Национальный статистический орган может иметь дополнительные функции, направленные на развитие профессионализма, такие как разработка статистических стандартов, организация обучения и т.д.

Национальная статистическая система

  • Национальная статистическая система состоит из всех предоставляющих статистику организаций, которые в своей работе непосредственно подотчетны правительству той или иной страны
  • Ядро системы состоит из национальной статистической службы (НСС), статистических подразделений отраслевых министерств или специализированных учреждений и прочих организаций (например, центрального банка)
  • В широком смысле национальная статистическая система также включает в себя пользователей статистических данных и поставщиков исходных данных (отдельные лица, домашние хозяйства, предприятия, учреждения и т.п.); без поставщиков и пользователей данных существование НСС невозможно
  • Статистика, формируемая национальной статистической системой, называется "официальной статистикой"
  • Официальная статистика финансируются за счет правительства и подлежит его политическому и административному контролю

Национальные статистические системы могут быть довольно сложными. В принципе, они включают в себя все государственные, контролируемые правительством органы, предоставляющие статистическую информацию. Ядром системы являются организации, формирующие статистику. В некоторых странах существует много различных учреждений, предоставляющих статистику. Наиболее значимым среди вовлеченных в систему учреждений является национальная статистическая служба, далее – НСС. Помимо НСС во многих странах существует множество других организаций, например, статистические подразделения министерств или специализированные государственные учреждения, в том числе центральный банк. Статистику, предоставляемую системой, называют официальной статистикой. Официальная статистика отличается тем, что финансируется за счет государственных средств. Таким образом, она всегда в той или иной форме подлежит политическому и административному контролю государства. В некоторых странах концепция "официальной статистики" имеет более узкое толкование как статистические данные, которые являются частью официально утвержденных "национальных статистических программ".

НСС в узком и широком смысле

  • Система определяется своими составными элементами
  • Характер системы определяется отношениями между этими элементами
  • Ядро статистической системы состоит из организаций, предоставляющих статистику (независимых учреждений)
  • В широком смысле система включает также поставщиков и пользователей данных
  • В системах сотрудничества элементы работают совместно, на основе консенсуса и равноправия
  • В иерархической системе большая часть правил устанавливается одной организацией
  • Большинство статистических систем представляют собой комбинацию этих двух систем

Системы определяются составляющими их элементами, а также отношениями между этими элементами. "Элементами" в данном контексте являются учреждения и административные единицы внутри учреждений. Важно еще раз подчеркнуть, что для систем официальной статистики следует проводить различие между системой в узком и более широком смысле. Различные учреждения, предоставляющие статистику, являются ядром системы. Система в более широком смысле включает в себя поставщиков данных и пользователей. Без сотрудничества со стороны поставщиков данных не существовало бы статистики, а без пользователей статистика в буквальном смысле была бы бесполезной. Отношения между элементами системы могут носить характер сотрудничества или иерархического подчинения. В системе сотрудничества элементы взаимодействуют на основе консенсуса или согласия. В иерархических системах одна организация принимает решение по всем или большей части правил взаимодействия. Этой организацией может быть НСС, но также совет или иная форма национального статистического ведомства.

Положение НСС

  • Обычно существует одно учреждение, играющее ключевую роль в национальной статистической системе – национальная статистическая служба (НСС)
  • НСС может быть частью государственного учреждения в административном и политическом смысле
  • НСС также может иметь более независимый статус как самостоятельное ведомство или учреждение
  • "Независимость", однако, всегда относительна
  • НСС в значительной мере финансируются из государственных средств
  • Таким образом, в административном смысле, НСС подотчетны политическим структурам
  • "Политическим руководителем" НСС часто выступает министр, но существуют и другие отношения подчиненности (например, президенту или парламенту)

В большинстве стран есть национальное статистическое ведомство, бюро, служба или институт, который является основным органом, предоставляющим официальную статистику, и осуществляет – или должен осуществлять – координацию национальной статистической системы. НСС часто входит в состав министерства, по крайней мере, в административном и политическом смысле, но оно также может иметь более независимый статус ведомства, института или полугосударственной структуры. Принадлежность к министерству не исключает того, что НСС независимо в профессиональном смысле, как это и должно быть. Действительно, многие НСС, включенные в состав министерств, полностью независимы в отношении методологических решений и представления результатов статистики. Нужно понимать, однако, что НСС не может быть полностью и по-настоящему независимой, несмотря на свой статус. Поскольку НСС в значительной мере финансируется из государственных средств, она всегда подотчетна политическим руководителям. Большинство НСС должны следовать административным нормам и правилам гражданской службы, которые распространяются на все государственные учреждения. Более того, когда речь идет о законодательных вопросах или решениях о бюджете статистических работ, естественно, всегда имеет место политический надзор. НСС, соответственно, могут отчитываться перед министром по вопросам статистики, а в некоторых странах – главе государства, кабинету министров или непосредственно парламенту.

Типы статистических систем

Национальные статистические системы могут быть организованы по-разному

По существу, выделяются два типа систем:

  • централизованные статистические системы, в которых доминируют НСС, отвечающие за предоставление большей части официальной статистики;
  • децентрализованные статистические системы, в которых действуют несколько организаций (министерств, ведомств и т.д.), предоставляющих статистические данные.

Даже в централизованных системах центральные банки являются важным и независимым источником статистики

Национальные статистические системы могут быть организованы по-разному. В основном, однако, выделяются два типа систем: централизованные системы и децентрализованные системы. В централизованных системах НСС выпускает большую часть статистики. Примерами являются Канада, Австралия, Нидерланды и скандинавские страны. В децентрализованных системах действуют несколько, а в некоторых случаях много организаций, предоставляющих статистику: министерства, ведомства и региональные органы. Примерами стран с высокой степенью децентрализации систем являются США, Япония и Франция. Но даже в сильно централизованных системах всегда действует более одной организации. Например, в большинстве стран центральный банк является отдельной важной и самостоятельной организацией, предоставляющей некоторые виды статистических данных, в частности, статистики финансового сектора и платежного баланса.

Типы децентрализации

Существуют два основных типа децентрализации:

  • функциональная децентрализация: помимо НСС, статистику также предоставляют государственные органы, каждый в своей области компетенции – министерства, ведомства, центральные банки и другие учреждения;
  • региональная децентрализация: помимо НСС, статистика также предоставляется региональными правительствами.

Децентрализованные системы бывают двух типов или моделей. Одну модель часто называют функционально децентрализованной моделью. В этой модели государственные ведомства, в частности статистические подразделения отраслевых министерств, предоставляют статистические данные о той сфере, за которую ответственно министерство. В некоторых случаях статистические операции отраслевых министерств могут быть весьма обширны, например, в таможенных организациях, министерствах труда или налоговых администрациях. Часто эти статистические данные не основываются на специальных мероприятиях по сбору данных для статистических целей. Обычно статистика является побочным продуктом административных данных, собранных в целях улучшения правовых норм, надзора, управления фондами, или проверок. Другая модель децентрализованной системы – региональная децентрализация. В этой модели региональные правительства собирают статистические данные о своих регионах. Естественно, что эта модель существует в большинстве федеральных стран, но также и в других странах.

< Лекция 2 || Лекция 3: 123 || Лекция 4 >
Андрей Губанов
Андрей Губанов
Россия, Москва
Александр Дронов
Александр Дронов
Россия, Воронеж, Воронежский государственный технический университет, 1995