Опубликован: 01.12.2014 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Московский институт развития образования
Лекция 3:

Педагогика проектно-группового обучения

Аннотация: Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. В лекции рассмотрены педагогические основы проектного обучения и организация работы над проектом. Подробно описана деятельность преподавателя и обучающихся на разных этапах работы над проектом. Представлены характеристика основных этапов проектного обучения и методы оформления и оценка выполнения проекта.

Введение

Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859 -1952г.). Продолжатель методов Д. Дьюи американский ученый У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Проектные технологии относятся к технологиям ХХІ века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Педагогические основы проектного обучения

Основные цели проектного обучения:

  • создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;
  • обучающиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • обучающиеся развивают коммуникативные умения, работая в различных группах (командах);
  • у обучающихся формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения);
  • развитие системного мышления, внимания, воображения и памяти.

В основе проектного обучения лежат идеи:

  • о необходимости формирования проектного мышления;
  • обеспечения целостности педагогического процесса (единства воспитания, обучения и развития);
  • создания условий для самостоятельного приобретения знаний;
  • обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • перехода от вуза памяти к школе мысли;
  • усиления профориентационного аспекта процесса обучения;
  • разработки здоровьесберегающих технологий обучения;
  • поддержания положительной мотивации к самообразованию обучающихся;
  • формирования умений и навыков ориентироваться в информационно-образовательном пространстве;
  • самостоятельного конструирования знаний.

Теория проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в той или иной мере все другие теории и концепции обучения.

Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.

Исходными теоретическими положениями для проектного обучения являются:

  1. В центре внимания – обучающийся.
  2. Содействие развитию творческих способностей.
  3. Педагогический процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении.
  4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития.
  5. Комплексный подход разработки учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося.
  6. Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Основными понятиями теории проектного обучения являются дефиниции "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) - от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность - это деятельность, направленная на выполнение проектов.

В педагогической практике применяются различные виды проектов. Рассмотрим их классификацию.

  1. По степени участия обучающегося в проекте: индивидуальные, парные и групповые.
  2. Проекты на основе доминирующей деятельности обучающихся: практико-ориентированные (от учебного пособия до пакета рекомендаций по изготовлению чего-либо); исследовательские (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания); информационные (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории - статья, информация в сети Интернет); творческие (максимально свободный авторский подход в решении проблемы).
  3. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
  4. По характеру контактов проекты бывают внутригрупповые, внутриинститутскими, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современной компьютерных технологий.
  5. По продолжительности выполнения проекта различают: мини-проекты - укладываются в одно занятие или даже его часть; краткосрочные - на 4-5 занятий; недельные, требующие на выполнение проекта 30-40 часов. Предполагается сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеучебное время.

На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература); теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний; отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития обучающихся при этом ставятся; сроки выполнения проекта; состав группы; порядок оформления результатов проекта.

Проекты выполняются в пять этапов: ценностно-ориентационный, планирования, конструктивный, презентации, оценочно-рефлексивный.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Оформление проекта включает: тема, предмет, группа, характер проекта (междисциплинарный), разделы науки, тип проекта, оборудование, цель и задачи проекта.

Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и заканчиваются разными видами презентаций. К ним относятся; научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, защита на ученом совете, реклама, пресс- конференция и др.

Для оценки качества выполненного проекта используются критерии. Они должны быть понятны и их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на основе внешней экспертизы.

Преподаватель в процессе выполнения проекта выступает как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, "человек, задающий вопросы", координатор, эксперт. Позиция преподавателя должна быть открытой, дающей простор самостоятельности обучающихся. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.

Основные требования к использованию технологии проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решений; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских процедур (определение проблемы, выдвижение гипотезы и вытекающих из нее задач и способов их решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы).

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Лилия Катаева
Лилия Катаева
Яна Прима
Яна Прима
Россия, МГИДА, 2003
Светлана Иовлева
Светлана Иовлева
Россия, Симферополь, НУБиП "Крымский агротехнологический университет", 2011