Опубликован: 12.11.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 10:

Домен "Эксплуатация и сопровождение ": процессы, отвечающие за управление мощностями, производительностью и непрерывностью

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Аннотация: Рассмотрены процессы домена "Эксплуатация и сопровождение", отвечающие за управление мощностями, производительностью и непрерывностью.

10.1. DS 3. Управление производительностью и мощностями

Мы уже рассматривали в предыдущей лекции понятия производительности и мощности. Повторим:

Производительность (Performance) - мера того, что достигнуто или выработано системой, человеком, командой, процессом, или ИТ-услугой.

Мощность(Capacity) - максимальная пропускная способность, которую может обеспечить конфигурационная единица или услуга в рамках согласованных целевых показателей уровня услуги.

Производительность и мощность являются важнейшими характеристиками ИТ-ресурсов. Процесс "Управление производительностью и мощностями" отвечает за регулярное изучение текущего состояния производительности и мощностей ИТ-ресурсов, а также прогнозирование будущих потребностей на основе данных о рабочей нагрузке и требований по емкостям хранения и непрерывности. Данный процесс призван обеспечить уверенность в том, что информационные ресурсы, поддерживающие исполнение бизнес требований, будут доступны на постоянной основе (рис.10.1).

Выделяют реактивные и проактивные мероприятия в рамках процесса Управления мощностями и производительностью. К проактивным мероприятиям относятся:

  1. "предугадывание" появления вопросов, связанных с нехваткой ресурсов;
  2. выделение тенденций использования ресурсов в настоящее время и оценка будущих требований к ресурсам. Последнее выражается в обновлении и улучшении планов в терминах пороговых величин и направлений использования ресурсов;
  3. моделирование и анализ тенденций изменений в ИТ-услугах, в том числе определение изменений в ресурсах, которые должны быть предприняты в будущем;
  4. обеспечение того, что обновления будут профинансированы, запланированы и проведены до того, как будет нарушен SLA или появятся какие-то проблемы с производительностью:
  5. активный поиск возможностей для улучшения производительности услуг там, где это экономически оправдано;
  6. настройка и оптимизация производительности услуг и их компонентов.

К реактивным мероприятиям относятся:

  1. мониторинг, измерение и ведение отчетности по текущей производительности (мощностям) услуг и их компонентов;
  2. реагирование на все события, связанные с пороговыми величинами производительности (мощности) и дальнейшая инициализация коррективных мер;
  3. реагирование на все проблемы, связанные с производительностью (мощностью) и помощь в их разрешении [5].
Процесс "Управление производительностью и мощностями"

Рис. 10.1. Процесс "Управление производительностью и мощностями"

Управление производительностью и мощностями.

удовлетворяет следующим бизнес требованиям к ИТ

оптимизация эффективности ИТ-инфраструктуры, ресурсов и возможностей в соответствии с бизнес требованиями.

сосредоточено на

достижении соответствия требованиям по срокам, указанным в соглашениях об уровне обслуживания, минимизации простоев, а также проведении постоянного совершенствования производительности и мощности ИТ посредством мониторинга и измерений.

достигается с помощью

  • Планирования и обеспечения мощностей и доступности систем.
  • Мониторинга и отчетности о производительности систем.
  • Моделирования и прогнозирования производительности систем.

результаты оцениваются с помощью следующих показателей

  • Число часов, из расчета на пользователя в месяц, потерянных по причине не эффективного планирования мощностей.
  • Доля пиков, при которых превышалась плановая нагрузка.
  • Доля показателей времени реакции системы, не соответствующих соглашениям об уровне обслуживания.

В таблице 10.1 представлена информация, необходимая для процесса и ее источники.

Таблица 10.1.
Источник Входящая информация
AI 2 Спецификации по доступности, непрерывности и восстановлению
AI 3 Требования мониторинга систем
DS 1 Соглашения об уровне обслуживания

В таблице 10.2 приведены результаты процесса и то, куда они должны поступить.

Таблица 10.2.
Результаты В процессы
Данные по производительности и мощностям PO 2 PO 3
Требования к плану по производительности и мощностям PO 5 AI 1 AI 3 ME 1
Требуемые изменения AI 6
Отчеты об эффективности процесса ME 1

Таблица 10.3 содержит таблицу ОУКИ для процесса, а таблица 10.4 – цели и показатели.

Таблица 10.3.
Действия\Функции Президент Финансовый директор Высшее руководство Директор по ИТ Владелец бизнес-процесса Руководитель эксплуатации системы Главный архитектор ИТ-системы Руководитель разработок Руководитель администрации ИТ Руководитель проектного офиса Аудит, риски, безопасность
Вести планирование производительности и мощности ИТ-ресурсов У О К К К К
Изучать текущую производительность и мощность ИТ-ресурсов К И У/О К К К
Прогнозировать производительность и мощности ИТ-ресурсов К К У/О К К К К
Проводить анализ проблем для выявления нехватки ИТ-ресурсов К И У/О О К К И
Вести планирование непрерывности для избежания случаев недоступности ИТ-ресурсов К И У/О К К И К
Вести постоянный мониторинг доступности, производительности, мощностей ИТ-ресурсов И И У/О И И И И
Таблица 10.4.
Цели Показатели
ИТ:
  • обеспечить соответствие бизнес-требованиям в соответствии с корпоративной стратегией
  • обеспечить требуемую доступность ИТ-ресурсов
  • осуществить оптимизацию ИТ инфраструктуры, ресурсов и возможностей
  • число часов из расчета на пользователя в месяц, потерянных по причине неэффективного планирования мощностей
  • число критичных бизнес-процессов, не охваченных определенным планом доступности обслуживания
Процесса:
  • осуществлять мониторинг и измерение пиковой нагрузки и времени отклика при транзакциях
  • обеспечить соответствие времени отклика, предусмотренного соглашениями об уровне обслуживания
  • минимизировать сбои при транзакциях
  • оптимизировать использование ИТ-ресурсов
  • Пиковая нагрузка и общий уровень эксплуатационной нагрузки
  • доля пиков, при которых превышалась плановая нагрузка
  • доля показателей времени реакции системы, не соответствующих соглашениям об уровне обслуживания
  • доля ошибок при транзакциях
Действия:
  • планирование и обеспечение мощности и доступности системы
  • мониторинг и отчетность о производительности систем
  • моделирование и прогнозирование производительности систем
  • регулярность прогнозов по производительности и мощностям
  • доля активов, включенных в отчетность по мощностям
  • доля активов, по которым ведется автоматизированный мониторинг

Цели контроля

  • DS 3.1. Планирование производительности и мощностей Осуществлять планирование для анализа производительности и мощностей ИТ- ресурсов, чтобы быть уверенным в том, что производительность и мощности оправданы с точки зрения затрат и соответствуют уровням нагрузки, предусмотренным в соглашениях об уровне обслуживания. Планирование по мощностям и производительности должно с помощью методик моделирования создать модель производительности, мощностей и объема ИТ-ресурсов в настоящем и будущем.
  • DS 3.2. Текущее состояние производительности и мощностей Оценить текущую производительность и мощности ИТ-ресурсов для того, чтобы определить, достаточны ли их текущие показатели для соответствия согласованным уровням обслуживания.
  • DS 3.3. Прогноз производительности и мощностей Вести регулярное прогнозирование производительности и мощностей ИТ-ресурсов, чтобы минимизировать риск сбоев в предоставлении услуг по причине недостаточных мощностей или снижения производительности и выделить резервные мощности на случай возможного перераспределения ресурсов. Выявить тенденции в распределении эксплуатационной нагрузки и учесть данные прогнозов при составлении планов производительности и мощностей.
  • DS 3.4. Доступность ИТ-ресурсов Обеспечить требуемые производительность и мощности, принимая во внимание такие аспекты как нормальный уровень эксплуатационной нагрузки, резервы, требования к системам хранения и продолжительность жизненного цикла ИТ-ресурсов. Также должны быть учтены приоритетные задачи, механизмы устойчивости к отказам и расположение ресурсов. Руководство должно убедиться в том, что планы по обеспечению непрерывности должным образом учитывают все вопросы, связанные с доступностью, мощностями и производительностью отдельных ИТ-ресурсов.
  • DS 3.5. Мониторинг и отчетность Осуществлять постоянный мониторинг производительности и мощностей ИТ -ресурсов. Полученные в ходе мониторинга данные должны служить двум целям:
    • Обеспечению и настройке текущей производительности ИТ и учитывать такие вопросы как устойчивость, вероятность инцидентов, текущая и проектная эксплуатационная нагрузка, планы хранения и приобретение ресурсов.
    • Отчетности по вопросу доступности оказываемых услуг для бизнеса, в соответствии с соглашениями об уровне обслуживания.
    • Сопровождать все отчеты об отклонениях рекомендациями по их устранению.
< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Грета Березовская
Грета Березовская
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел курс МБА Управление ИТ-проектами и направил документы на получение диплома почтой. Подскажите, сроки получения оного в бумажной форме?

:

Сергей Бычков
Сергей Бычков
Россия, Ленинград, ВИКИ им. Можайского, 1985
Алексей Назаренко
Алексей Назаренко
Россия