Россия, Екатеринбург, УрГУ им.Горького |
Анализ хозяйственной деятельности
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности предполагает (рис. 23.1):
- анализ по системам управления;
- анализ по объектам управления;
- анализ по взаимосвязанным объектам;
- анализ по уровню и масштабам управления.
Классификация методов и приемов анализа предполагает два направления: традиционные методы; экономико-методические методы.
Традиционные методы включают:
- сравнение;
- группировку;
- индексный метод;
- метод цепных подстановок;
- балансовый метод.
Экономико-математические методы включают:
- классические методы математического анализа;
- методы математической статистики;
- экономические методы;
- методы математического программирования;
- методы математической кибернетики;
- математическая теория оптимальных процессов.
Организация экономического анализа производственного предприятия, фирмы могут быть внутренние или внешние.
Внутренние:
- административные;
- экономические службы предприятия;
- технические отделы;
- бухгалтерия;
- управление финансами;
- управление цехами;
- бригады;
- рабочие;
- общественные;
- общественные бюро экономического анализа;
- общественные экономические лаборатории и кабинеты;
- технико-экономические советы;
- печать, радио, телевидение.
Внешние:
- вышестоящие органы хозяйственного управления;
- статистические органы;
- финансовые органы;
- кредитные органы;
- госкомитеты и другие ведомства;
- налоговые инспекции;
- научно-исследовательские и проектные институты.
Анализ конкурентоспособности продукции (изделия) предполагает следующие этапы:
- оценка патентной чистоты - степень воплощения в изделие технических решений, подпадающих под действие патентов;
- оценка соответствия параметров товара стандартам и нормам - при несоответствии товар неконкурентоспособен;
- оценка технических параметров изделия - при несоответствии всех параметров требованиям покупателя товар неконкурентоспособен.
Анализ конкурентного статуса фирмы производится по факторам ее конкурентоспособности, а именно:
- относительный уровень стратегических капиталовложений;
- эффект выпуска продукции (отдельных видов);
- эффект деятельности фирмы в целом;
- конкурентная стратегия:
- позиции фирмы;
- позиции соперников;
- мобилизационные возможности фирмы:
- планирование и выполнение планов;
- оперативная работа.
Анализ уровня организации производства предполагает следующий организационный уровень:
Первый уровень:
- организация производства;
- характеристика специализации;
- характеристика кооперирования;
- характеристика ритмичности;
- характеристика использования рабочих мест и оборудования.
Второй уровень:
- организация труда;
- внедрение коллективных и индивидуальных форм организации оплаты труда;
- нормирование труда рабочих;
- организация рабочих мест, условия и охрана труда;
- использование рабочего времени, закрепление кадров;
- повышение квалификации.
Третий уровень:
- организация управления;
- характеристика организационной структуры управления;
- кадры управления, менеджеры;
- технология оснащения труда.
Анализ показателей объема продукции производится в следующих измерителях:
количество продукции:
- в натуральных измерителях;
- в условно-натуральных измерителях;
продукция в трудовых измерениях:
- нормо-часах;
- нормативной заработной плате;
продукция в стоимостном измерении:
- оптовых ценах предприятия;
- свободных ценах;
- рыночных ценах.
Анализ качества продукции предполагает следующее содержание:
- характеристика качества по установленным показателям (планам) в динамике;
- по категориям качества;
- по сортности;
- по соответствию продукции установленным стандартам, техническим условиям;
- по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме;
- по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей;
- изучение основных факторов, влияющих на качество;
- соответствие конструкции (фасона, моделей) продукции рыночным требованиям;
- уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением продукции;
- качество сырья и материалов;
- материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции;
- специфические условия отдельных отраслей и организационных структур;
- расчет влияния качества на ее объем в денежном выражении:
- исходя из превышения качества выше средней;
- исходя из роста качества в динамике;
- на основании балльной оценки качества продукции на рынке.
Анализ основных фондов производится в соответствии со схемой (рис. 23.2).