Введение в JavaScript. Программное взаимодействие с HTML документами на основе DOM API. Использование регулярных выражений. Отладка и профилирование JavaScript сценариев в IE8
Теоретический материал
Элементы языка JavaScript
JavaScript позволяет "оживить" веб-страницу. Это реализуется путем добавления к статическому описанию фрагмент исполняемого кода. JavaScript -сценарий может взаимодействовать с любыми компонентами HTML -документа и реагировать на изменение их состояния.
JavaScript не является строго типизированным языком, в переменных могут храниться практически любые типы данных.
Как и программа на языке Java, сценарий JavaScript выполняется под управлением интерпретатора. Однако если Java -приложение или Java -аплет компилируется в байтовый код, то сценарий JavaScript интерпретируется на уровне исходного текста.
Следует отметить, что языковые конструкции JavaScript совпадают с соответствующими средствами C++ и Java.
Структура сценария
Сценарием JavaScript считается фрагмент кода, расположенный между дескрипторами <SCRIPT> и </SCRIPT> :
Текст HTML-документа <SCRIPT> Код сценария </SCRIPT> Текст HTML-документа
Переменные
В сценариях JavaScript переменные могут хранить данные любых типов: числа, строки текста, логические значения, ссылки на объекты, а также специальные величины, например "нулевое" значение null или значение NaN, которое сообщает о недопустимости операции.
Переменная в языке JavaScript объявляется с помощью ключевого слова var. Так, например, выражение
> var selected = "first item";
создает переменную с именем select и присваивает ей в качестве значения строку символов "first item". Переменные могут объявляться также автоматически. Это происходит при присвоении значения переменной, не встречавшейся ранее в данном сценарии. Так, в следующем примере создается переменная с именем rating, которой присваивается числовое значение, равное 512.5:
rating = 512.5;
Объекты
В языке JavaScript не предусмотрены средства для работы с классами в том виде, в котором они реализованы в C++ или Java. Разработчик сценария не может создать подкласс на основе существующего класса, переопределить метод или выполнить какую-либо другую операцию с классом. Сценарию, написанному на языке JavaScript, в основном доступны лишь готовые объекты. Построение нового объекта приходится выполнять лишь в редких случаях.
Объекты содержат свойства (свойства объектов можно сравнить с переменными) и методы. Объекты, а также их свойства и методы идентифицируются именами. Объектами являются формы, изображения, гипертекстовые ссылки и другие компоненты веб-страницы, HTML -документ, отображаемый в окне браузера, окно браузера и даже сам браузер. В процессе работы JavaScript сценарий обращается к этим объектам, получает информацию и управляет ими.
Кроме того, разработчику сценария на языке JavaScript доступны объекты, не связанные непосредственно с HTML -документом. Их называют предопределенными, или независимыми объектами. С помощью этих объектов можно реализовать массив, описать дату и время, выполнить математические вычисления и решить некоторые другие задачи.
Первый объект, с которым необходимо познакомиться, чтобы написать простейший сценарий, - это объект document, который описывает HTML документ, отображаемый в окне браузера. Ниже приведен исходный текст веб-страницы, содержащей сценарий, действия которого сводятся к выводу строки текста в окне браузера.
<HTML> <НЕАD> <ТIТLЕ>Первый сценарий JavaScript</TITLE></HEAD> <BODY> <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript"> document.write("Проверка сценария JavaScript"); </SCRIPT> </BODY> </HTML>
Имена чувствительны к регистрам символов, и если вы попытаетесь обратиться к текущему документу по имени Document, интерпретатор JavaScript отобразит сообщение об ошибке.
Основное назначение сценариев JavaScript - создавать динамически изменяющиеся объекты, корректировать содержимое HTML -документов в зависимости от особенностей окружения, осуществлять взаимодействие с пользователем и т.д.
Операции
Набор операторов в JavaScript, их назначение и правила использования в основном совпадают с принятыми в языке С++. Исключением является операция задаваемая символом "+".
В JavaScript символ "+" определяет как суммирование числовых значений, так и конкатенацию строк.
Так, например, в результате вычисления выражения
sum = 47 + 21;
переменной sum будет присвоено значение 68, а после выполнения операции
sum = "строка 1 " + "строка 2";
в переменную sum будет записана последовательность символов " строка 1 строка 2 ".
Рассмотрим еще один пример:
<HTML> <BODY> <H2>Числа и строки</H2><BR> <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript"> var a = 3; var b = 8; var c = " попугаев "; document.write("a+b="); document.write(a + b); document.write("<BR>"); document.write( "a + с = "); document.write(a+c); document.write("<BR>"); document.write("c + a = "); document.write (c + a); document.write ("<BR>"); document.write ("a + b + с = "); document.write(a + b + c); document.write("<BR>"); document.write("c + a + b = "); document.write(c + a + b); document.write("<BR>"); </SCRIPT> </BODY> </HTML>
В окне браузера приведенный выше HTML -код выглядит так, как показано на рис.7.2
Первая строка отображает результат суммирования двух числовых значений, вторая и третья - результат конкатенации строки и символьного представления числа. Если операция суммирования чисел предшествует конкатенации, JavaScript вычисляет сумму чисел, представляет ее в символьном виде, затем производит конкатенацию двух строк. Если же первой в выражении указана операция конкатенации, то JavaScript сначала преобразует числовые значения в символьный вид, а затем выполняет конкатенацию строк.
Управляющие конструкции
Управляющие конструкции, используемые в языке С++, в основном применимы и в сценариях JavaScript.
В JavaScript дополнительно определены языковые конструкции, отсутствующие в С++, а именно: операторы for...in и with.
В примере 1 с помощью оператора цикла на веб-странице формируется таблица умножения чисел.
Пример 1.
<html> <body> <table> <script language="JavaScript"> document.write("<tr><td> </td>"); for (i = 1; i < 10; i++) document.write("<td>"+i+" </td>"); document.write("</tr>"); for (i = 1; i < 10; i++) { document.write("<tr><td>" + i + " </td>"); for (j = 1; j < 10; j++) { document.write("<td bgcolor='#00ffa0'>" + (i*j) + " </td>"); } document.write("</tr>"); } </script> </table> </body> </html>
Отдельного внимания заслуживает оператор new. Несмотря на то, что большинство объектов уже созданы браузером и доступны сценарию, в некоторых случаях приходится создавать объекты в процессе работы. Это относится к предопределенным объектам и объектам, определяемым разработчиком сценария. Для создания объекта используется оператор new, который вызывается следующим образом:
переменная = new тип_ объекта (параметры)
Функции
Формат объявления функции выглядит следующим образом:
function имя функции ([ параметры]) тело функции
Объявление функции начинается с ключевого слова function. Так же, как и в языке С для идентификации функции используется имя, при вызове функции могут передаваться параметры, а по окончании выполнения возвращаться значение. Однако, в отличие от С, тип возвращаемого значения и типы параметров не задаются. Ниже показаны два способа вызова функции
- имя_функции ([параметры]) ;
- переменная = имя функции ([параметры]) ;
Во втором случае значение, возвращаемое функцией, присваивается указанной переменной.