Опубликован: 19.07.2010 | Доступ: свободный | Студентов: 1674 / 151 | Оценка: 4.07 / 3.43 | Длительность: 20:59:00
Лекция 15:

Silverlight и XAML

Аннотация: Рассмотривается общая структура графической системы Silverlight и дается общее представление о структуре языка XAM и его возможностях.
Microsoft Silverlight - это модуль расширения для веб-браузера, который позволяет запускать приложения, содержащие анимацию, векторную графику, аудио- и видео- ролики. Что позволяет отнести приложения Silverlight к насыщенным интернет-приложениям ( RIA ).
 Официальный логотип MS Silverlight

Рис. 22.1. Официальный логотип MS Silverlight

Silverlight предоставляет графическую систему, схожую с Windows Presentation Foundation, и объединяет мультимедиа, графику, анимацию и интерактивность в одной программной платформе. Она была разработана для работы с XAML и с языками Microsoft .NET. XAML используется для разметки страниц, использующих векторную графику и анимацию. Текст, содержащийся в Silverlight приложениях, доступен для поисковых систем, так как его код доступен в виде XAML, т.е. имеет текстовый формат как и XML.

Silverlight:

  • поддерживает воспроизведение WMV, WMA и MP3 для всех поддерживаемых браузеров, не требуя при этом дополнительных компонентов, таких как Windows Media Player.
  • позволяет динамически загружать XML и использовать DOM для взаимодействия с ним так же, как это делается в Ajax. Silverlight содержит объект Downloader, благодаря которому можно скачивать скрипты, медиа файлы и т. д., если это необходимо приложению.

Начиная с версии 2.0, логика программы может быть описана в любом из языков .NET.

Первая бета-версия Silverlight была выпущена в декабре 2006 года. Архитектура Silverlight 1.0 представлена на рис.22.2

 Архитектура  Silverlight 1.0

Рис. 22.2. Архитектура Silverlight 1.0

Версия Silverlight 2.0 была выпущена 14 октября 2008 года и включала в себя подмножестово библиотек .NET Framework.

 Архитектура  Silverlight 2.0

Рис. 22.3. Архитектура Silverlight 2.0

Silverlight предоставляет подключаемый модуль, расширяющий функциональность браузера такими типовыми технологиями насыщенных UI, как анимация с использованием временной шкалы, векторная графика и аудиовизуальные мультимедиа. Это возможно благодаря средствам формирования визуального представления XAML для браузера, предоставляемым Silverlight. Насыщенный UI может создаваться как XAML -код. Браузер получает XAML и визуализирует его.

В сочетании с такой технологией, как AJAX и JavaScript, - Silverlight может быть динамическим процессом. Фрагменты XAML можно загружать и добавлять в UI, или можно редактировать, реорганизовывать или удалять XAML, находящийся в данный момент в дереве визуального представления, используя простое программирование на JavaScript.

Основная функциональность Silverlight обеспечивается подключаемым модулем браузера. Этот модуль формирует визуальное представление XAML и обеспечивает модель программирования, которая может основываться либо на JavaScript, либо на .NET Framework и CLR. Поддерживающая это архитектура представлена на рис.22.3. Основным механизмом программирования поведения приложения Silverlight 1.0 в браузере является JavaScript DOM API. Он позволяет перехватывать пользовательские события, возникающие в приложении (такие как перемещения мыши или щелчки определенного элемента), и вызывать код, определяющий реакцию на них. С помощью методов JavaScript DOM можно манипулировать элементами XAML, например, управлять воспроизведением мультимедиа или анимацией.

Для создания еще более насыщенного и функционального интерфейса доступны все возможности .NET Framework CLR. Помимо того, что можно сделать в JavaScript, данная возможность предлагает множество пространств имен и элементов управления, поставляемых как часть .NET Framework, что позволяет делать вещи, которые было очень сложно, или вообще невозможно, реализовать в JavaScript. Например, доступ к данным с помощью ADO.NET и LINQ, обмен информацией с веб-сервисами, создание и использование пользовательских элементов управления и т.д.

В основе выполняющегося в браузере приложения обычно заложен обычный HTML код. Эта разметка содержит вызовы для создания экземпляров подключаемого модуля Silverlight. При взаимодействии с приложением Silverlight пользователи генерируют события, которые могут быть обработаны функциями JavaScript или .NET Framework. В свою очередь, код программы может вызывать методы элементов содержимого Silverlight для управления ими, добавления нового или удаления существующего содержимого. Наконец, подключаемый модуль может читать и формировать визуальное представление XAML. Сам XAML может быть встроен в страницу, существовать как внешний статический файл или как динамический XAML, возвращаемый сервером./

Новые возможности Silverlight 3

Объединяя свои возможности с Microsoft Visual Studio и Microsoft Expression Blend, Silverlight 3 позволяет миллионам разработчиков приложений для платформы .NET создавать современные RIA -приложения и мультимедийные интерфейсы. Благодаря Silverlight, RIA -приложения стали полноправными участниками современной ИТ-среды.

Silverlight 3 предоставляет следующие новые возможности и функции, полностью поддерживаемые Visual Studio и Expression Blend:

  • Значительные усовершенствования в работе с мультимедиа. Веб-приложения могут выполняться вне браузера, прямо на рабочем столе.
  • Значительное усовершенствование работы с графикой. Они включают поддержку трехмерной графики, видео-стандарта H.264 и аппаратное ускорение ( GPU ).
  • Многие другие возможности, повышающие эффективность разработки RIA -приложений.

Кроме того, чтобы обеспечить полную интеграцию со всеми средствами разработки .NET, пакеты Visual Studio 2010 и Visual Web Developer Express будут поддерживать полностью интерактивный и редактируемый дизайнер для Silverlight 3.

Нововведения Silverlight 4

  • Печать из приложений
  • Обработка нажатий правой кнопки мыши и движений колеса
  • Работа с веб-камерой и микрофоном
  • Работа с буфером обмена
  • Особености trusted -приложений
  • Взаимодействие с объектами COM
  • и др.

XAML

XAML - это язык разметки на базе XML, используемый для определения визуальных элементов приложения. К ним относятся UI, графические элементы, анимации, мультимедиа, элементы управления и пр. XAML был представлен Microsoft в Windows Presentation Foundation (WPF) , которая является технологией, ориентированной на выполнение на клиентском компьютере, и частью .NET Framework 3.0 (и последующих версий).

XAML, используемый в Silverlight, отличается от XAML в WPF. В данном случае XAML - это подмножество, ориентированное на возможности Веб-приложений.

В XAML все UI описываются с помощью элементов XML. Корнем всех XAML -документов Silverlight является элемент-контейнер, такой как Canvas (Холст), определяющий область, в которой будут отрисованы элементы UI. При построении Silverlight -приложения корневой элемент Canvas будет содержать объявления пространств имен XML, необходимых Silverlight.

Рассмотрим пример XAML -документа:

<Canvas xmlns=" http://schemas.microsoft.com/client/2007"
        xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xam l"
        Width="640" Height="480" Background = "White">   
</Canvas>

Здесь можно увидеть объявление двух пространств имен. Типовой документ XAML содержит базовый набор элементов и атрибутов и дополнительный набор, для описания которого обычно используется префикс x:. Примером дополнительного атрибута пространства имен является широко используемый x:Name, с помощью которого задается имя элемента XAML, что позволяет ссылаться на него в коде. Корневой элемент Canvas объявляет местоположение пространства имен всех элементов.

Элемент Canvas является контейнером. Это означает, что он может содержать другие элементы как дочерние. Эти элементы тоже могут быть контейнерами для других элементов, определяя UI как дерево XML -документа. Например, ниже представлен простой XAML -документ с рядом дочерних элементов, некоторые из которых сами являются контейнерами Canvas:


Здесь можно увидеть, что у корневого Canvas есть два дочерних элемента: Rectangle и другой Canvas. Второй Canvas также содержит Rectangle и Canvas, и в последнем Canvas находится еще два элемента Rectangle. Такая иерархическая структура позволяет логически группировать элементы управления и использовать для них общую компоновку и поведение.

На рис.22.4 представлен результат исполнения Silverlight в браузере.

 Вложенные контейнеры в  Silverlight

Рис. 22.4. Вложенные контейнеры в Silverlight

XAML в Silverlight поддерживает ряд фигур, которые можно сочетать для получения более сложных объектов. Из основных можно назвать следующие фигуры:

  • Rectangle позволяет определять на экране прямоугольную форму;
  • Ellipse позволяет определять эллипс или круг;
  • Line отрисовывает прямую линию, соединяющую две точки;
  • Polygon отрисовывает многоугольник;
  • Polyline отрисовывает ломаную линию;
  • Path позволяет создавать нелинейные контуры.

Помимо этого, XAML поддерживает кисти ( brushes ), которые определяют, как объект закрашивается на экране. Внутренняя область объекта закрашивается с помощью кисти fill, а контур объекта отрисовывается кистью stroke. Существует множество типов кистей, включая одноцветные кисти, градиентные, изображения и видео.

В примере ниже используется кисть SolidColorBrush для закрашивания эллипса:

<Ellipse Canvas.Top="15" Canvas.Left="30" Width="250" Height="180">
  <Ellipse.Fill>
    <SolidColorBrush Color="Black" />
  </Ellipse.Fill>
</Ellipse>
 Пример использования  кисти SolidColorBrush

Рис. 22.5. Пример использования кисти SolidColorBrush

Заливки и обводки также могут иметь градиентную заливку. Для этого используется градиентная кисть.

XAML также поддерживает отображение текста. Для этого используется элемент TextBlock. Типовые свойства текста, такие как содержимое, тип шрифта, размер шрифта, обтекание и др., можно изменять через атрибуты.

Трансформация объектов в XAML осуществляется с помощью ряда трансформаций. К ним относятся:

  • RotateTransform поворачивает элемент на заданный угол
  • ScaleTransform используется для изменения масштаба объекта
  • SkewTransform наклоняет объект в заданном направлении на заданный угол
  • TranslateTransform перемещает объект в направлении, соответственно заданному вектору
  • MatrixTransform используется для создания математического преобразования, которое может сочетать все вышеперечисленное

В XAML возможна группировка трансформаций. Группируя существующие трансформации, можно создать сложную трансформацию. То есть можно, например, переместить объект с помощью трансляции, изменить его размер с помощью масштабирования и при этом повернуть его. Рассмотрим пример, в котором выполняется разворот и изменение масштаба холста:

<Grid.RenderTransform>
            <TransformGroup>
                <RotateTransform Angle="45" CenterX="150" CenterY="80"/>
               <ScaleTransform ScaleX="1.1" ScaleY="1.2" />  
            </TransformGroup>
        </Grid.RenderTransform>
 Пример трансформаций  в Silverlight

Рис. 22.6. Пример трансформаций в Silverlight

Поддержка анимации в XAML реализована посредством определения изменений свойств со временем. Для этого используется временная шкала. Временные шкалы располагаются в раскадровке. Существуют различные типы анимации:

  • DoubleAnimation обеспечивает возможность анимации числовых свойств, например таких, которые используются для определения положения
  • ColorAnimation обеспечивает возможность анимации цветовых свойств, таких как заливки
  • PointAnimation обеспечивает возможность анимации точек, определенных в двухмерном пространстве

Изменять свойства можно линейно, тогда свойство меняет значения с течением времени, или в режиме "ключевого кадра", когда определяется ряд контрольных точек, переходы между которыми и создают анимацию.